Дополнительное образование – явление в педагогической деятельности не новое, оно сопутствует общему образованию, дополняет его согласно своему названию и позволяет раскрыть таланты детей, связанные с самыми разными направлениями одаренности. Считается, что одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха, она может быть специальной – то есть одаренность к одному виду деятельности, и общей – одаренность к разным видам деятельности. Часто общая одаренность сочетается со специальной.
Кажется, что ничего нового в эту уже достаточно хорошо отлаженную систему деятельности и привнести невозможно. Но мы предлагаем две идеи, которые обладают определенной долей новизны. Разворачиваются они в средней образовательной школе №14 г. Калининграда с 2009 года в рамках школьного комплексного инновационного проекта «Мир детей всем миром».Этот проект и комплексный, и долгосрочный, и инновационный. Одно из направлений этого проекта – «Школьное Сколково» – сегодня набирает обороты. А начиналось все с того, что и дети, и взрослые читали, впитывали, изучали все про подмосковный инноград Сколково. Из всех сколковских кластеров отобрали реальные для воплощения в школе. На первом этапе начали с вводного инновационного форума в начальных классах. С помощью психолога и классных руководителей, хорошо знающих личностные качества и индивидуальные способности детей, из них выделились «инноваторы» и «стартапы». Задача первых – инновации произвести, вторых – внедрить (социальная и практическая одаренности). После этого перешли к самоопределению по интересам: дети выбрали для себя интересующие их направления: космос, нанотехнологии, изобретательство, научные исследования и многое другое. Впереди освоение алгоритмов исследовательской, рационализаторской, изобретательской, собственно инновационной и внедренческой деятельности. В завершение «инноваторы» и «стартаповцы» разрабатывают интересный для них сценарий заключительного инновационного форума Союза юных профессионалов.Какие же новые идеи реализуются в проекте «Школьное Сколково»? Во-первых, развитие одаренности приобретает профессионально ориентированную направленность, превращаясь в школьный бизнес-инкубатор, а во-вторых, действительно одаренные уже будут знать, что приложение их сил не в какой-то там заграничной долине, а в настоящем родном «Сколково».Нина ТАМАРСКАЯ, директор средней школы №14, Калининград
Комментарии