Сегодня московское образование в школе нацелено на работу в отношении будущего выпускника, его перспектив в профессии. Ведь специальность можно выбрать, но профессия будущего может быть и отлична от специальности, и иметь смежную область.

Образование в Москве более чем рефлексивно, все анализируют свои показатели, ведутся различные мониторинги, опросы, анкеты и не только для качественных результатов и количественных, но и для личностных результатов самих учеников. Рефлексия дает возможность осознанно видеть свои эмоции и черты поведения, проводить анализ, видеть мотивы для будущего построения образовательной траектории. Ученика учат видеть все это и уметь корректировать самостоятельно свои поступки, эмоции.
В современном мире все чаще стали употребляться термины компетенция, компетентность, компетентностный подход, и их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с модернизацией московского содержания образования. В научно-исследовательской среде данные понятия либо отождествляются, либо дифференцируются. В московских школах есть дифференциация данных новоизменений.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение дисциплине, проекту или исследованию. Компетенции воспитываются учителями, компетентность – только самим учеником при условии помощи учителя. Здесь работают многочисленные проекты города, которые нацелены на личностные результаты.
Например, в основу естественно-научного направления в большей степени в основу проектов и исследований в школах Москвы берутся темы, где важны идеи самопознания личности: бытовой (это может быть анализ земли/ еды/ бактерий), профессиональной (олимпиады и конкурсы), внутренней стороне сознания (режим дня, здоровьесбрежение, экология города).
Рефлексивная работа заключается в том, что продуктивные практики на уроках и во внеурочное время – есть одна из форм организации работы педагогов, обязательно в областях знаний окружающего мира, географии, биологии, химии у учеников после урока или внеурочного занятия должен остаться продукт их деятельности, это может быть макет/ кластер/ мини-исследование/проект/рисунок, но это личное представление проблемы, которая была в основе темы. Набор качеств, правильное направление работы сознания дает внутреннюю свободу личности. Это созидательная работа личности, нацеленная на преобразование своих возможностей и видение окружающего мира. Ведь в будущем ученики, которые выбирают естественно-научный профиль мечтают стать экологами, медиками, биоинженерами, эти люди творят будущее, они всегда исследуют, всегда в процессе созидания.
Компетентный учащийся в естественно-научном профиле старших классов – это почти специалист, который обладает знаниями, навыками и умениями в дисциплинах, которые выбрал ведущими (разбивка часов и их количество также может варьироваться по желанию ученика, есть дополнительные внеурочные занятия у различных преподавателей, есть общие программы с вузами). Компетентность ученика старших классов – это способность системно воспринимать естественно-научную информацию по своей деятельности, умение анализировать и принимать решения по ряду проблем и вопросов. Также важным является умение общаться с различными специалистами и источниками знаний и навыков.
Сегодня наиболее неблагоприятна для общества функциональная неграмотность человека в естественно-научной среде, здесь недопустимы просчеты и ошибки. Поэтому так важны гибкие навыки в обучении, которым в московских школах уделяют много внимания.

Важно усвоить законы познания без вреда для своей личности, учитывая личностные запросы и мечты. Создавать что-либо – это не просто работа, но и творчество, любое созидание развивает личность.
Также акценты в развивающих целях ставятся на умении вести коммуникацию с родными, близкими, друзьями, с другими людьми, с одноклассниками. Важным остается рефлексия – это переосмысление своих возможностей, своих результатов и перспектив.
Личная ответственность, безопасность, информационное наполнение жизни, коммуникации – все это необходимо ученику школы 21 века, высокий уровень функциональной грамотности, гибкие навыки, критическое мышление и многое другое помогут будущему выпускнику в становлении своей личности и профессиональной деятельности.
Так важными компетенциями в рамках образовательных задач в московских естественно-научных мероприятиях являются: социальная, поликультурная, коммуникативная, технологическая, когнитивная.
Высокая адаптивность, коммуникативность, умение переквалифицироваться в будущей профессии, умение выдержать конкуренцию – все это отражено в воспитательных задачах московской системы образования.
Важным является уважение к культурам других народов, толерантность, способности вместе жить и работать с представителями разных стран, культур, национальностей, этому учат внеклассные мероприятия и классные час, ведь Москва – многонациональный город мира.
Сегодня образование в Москве непрерывно и продолжается всю жизнь, потому что человеку необходимы новые знания, постоянное пополнение навыков. Есть множество проектов в данном направлении.
Разнообразие методов, приемов и технологий сегодня дает возможность педагогу быть всегда новым источником знаний, что задает дружественный тон занятию и дает возможность сотрудничеству.
Функционал педагога в московской школе в рамках естественно-научных проектов широк: это и наблюдатель, и комментатор, и оратор, и информатор, и тренер, и слушатель.
Научить другого – это не просто передать знания, это дать возможность самому научиться их видеть, добывать и перерабатывать, затем активно работать в практической сфере и знать свои перспективные стороны и возможности.
Формальное и неформальное виды образования включают множество путей получения новых знаний в рамках центров развития и обучения, которые специализируются на различных направлениях.
Мастерство педагогов столицы – это технология плюс творчество, высшее руководство рассматривает внутреннюю структуру образования и всегда идет в направлении важности взаимодействия внутри образовательного процесса, поэтому есть центры образования на базе одной школы, есть мероприятия для педагогов в отношении профмастерства. Мы видим технологии целостного процесса образования, когда в одном здании и под руководством одного директора собраны детсад, школа и курсы подготовки к вузу.
Самостоятельность учеников в работе педагогов естественно-научного цикла важна как для будущих студентов, так и для образовательной системы школы. Ученик должен быть мобилен, ведь научные знания в области естественно-научных дисциплин постоянно подвергаются сомнениям, это области всегда практическая – там теория лишь один из инструментов.
В московских школах часто проводят мониторинги, где связывают процесс обучения с мотивами результативности и эффективности.
Заметим, что профориентация в естественно-научном профиле более отражена в конкурсах, проектах, обменом опыта среди школьников. Профиль в школе – необходимая ступень для будущего специалиста в области естествознания, важен нравственный ориентир в работе, это принципы верного взаимодействия с социумом, это осознание своей значимости и значимости своего предназначения.
Естественно-научный профиль – одно из ведущих направлений во всех школах города, данная дисциплина важна не только для науки и техники, но и для социума, отдельных личностей, жизни каждого.
Видение социальных проблем, правильные нравственные установки, возможность видеть творческий процесс в своей будущей профессии – важные гибкие навыки специалиста естественно-научного профиля.
Владение основами научного подхода и реализация государственных программ, осознание важности развития социальной сферы, медицины и службы спасения –ценностные ориентиры в будущей профессии. Именно на этом ставят акценты учредители конкурсов среди школьников по данному профилю. Развитие естественно-научных дисциплин даст нашему поколению новые возможности, подготовит хорошую материальную базу удя будущих поколений и привнесет комфорт и уверенность для поколений более старших.
Естественно-научный профиль не просто интересен, сегодня он наиболее актуален в профессиональным плане в нашей стране, ведь в этом профиле более всего каждый год появляются новые смежные профессии. Например, из «Атласа новых профессий»: ИТ-генетик, эколог-логист, архитектор живых систем, ветеринар-реабилитолог, специалист по преодолению системных экологических катастроф.
Марков Илья Александрович, учитель химии Школы 2057, г. Москва
Комментарии