Перечислять бонусные рубли на Пушкинскую карту школьникам за отличные оценки по итогам четверти предложили в Государственной Думе. С такой идеей выступила депутат от партии «Новые люди» Анна Скрозникова. Она направила соответствующее письмо премьер-министру РФ Михаилу Мишустину. «Учитывая положительное влияние Пушкинской карты на культурное развитие молодых людей, представляется целесообразным провести эксперимент по использованию указанной программы для создания материальных стимулов в целях повышения учебной успеваемости», – считает Скрозникова. Депутат предлагает провести эксперимент в старших классах и проанализировать, насколько изменится успеваемость школьников с введением новой мотивационной системы.
Идею обсуждают наши эксперты и читатели.
Евгений БУНИМОВИЧ, заслуженный учитель России, председатель Комиссии по образованию Московской городской Думы:
– Материальное стимулирование оценок – вопрос очень скользкий. Конечно, Пушкинская карта хороша тем, что школьники могут благодаря ей участвовать в выставках и других культурных событиях. В этом смысле она себя оправдывает, но, думаю, не стоит навешивать на нее дополнительные, так сказать, условия. Мне не кажется, что это будет хорошим стимулом для получения отличных оценок.
Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:
– Эта инициатива из той самой серии, когда предлагается вроде бы что-то красивое, но без оглядки на риски. А рисков здесь, на мой взгляд, немало. И главный связан с тем, что, как известно, только учитель решает, какую оценку ученик заслужил на уроке. Следовательно, именно от педагога зависят, грубо говоря, «распределение финансовых потоков» из бюджетов (кстати, не совсем понятно, каких) и пополнение Пушкинской карты школьника. Поэтому не исключено, что одним ученикам будут ставить высокие отметки и в большом количестве, а другим – низкие. Значит, неминуемо возникнет коррупционная составляющая. А отметка превратится в еще одно средство наказания, только теперь уже связанное с деньгами. Но ведь те, кто получает высокие отметки, обычно и так стремятся приобщиться к культуре. Было бы куда более правильно сделать упор на слабых и отстающих, асоциальных школьников, попробовать их с помощью культурных ценностей мотивировать к учебе и достижениям.
Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:
– Депутатом затронута очень важная проблема – отсутствие у детей мотивации в учебе. И один из способов ее решения – это система поощрения учебных успехов ребенка. Рождественские встречи семей отличников, торжественные приемы у главы района семей выпускников, успешно окончивших школу… Можно продолжать, но главное, как в родительском доме отмечают достижения детей. Сочетание моральных и материальных форм поощрения сделает свое дело. Но этому надо учить мам и пап, потому что прежде всего родители заинтересованы в хорошем образовании ребенка.
Александр ДЕМАХИН, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012, учитель МХК Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область:
– Полагаю, что инициатива очень правильная. На собственном примере руководителя школьной театральной студии, организующего для ее участников поездки в театр, вижу, насколько хорошо работает Пушкинская карта. Но, к сожалению, цены на билеты сейчас достаточно высокие, и годовой лимит в 5000 рублей исчерпывается за 2-3 поездки. Поэтому возможность получить дополнительные средства за образовательные достижения – это хорошая идея.
Только, мне кажется, стоит разработать более гибкую систему, где дополнительные средства на карту будут начисляться за различные успехи учеников: победы в олимпиадах и конкурсах, участие в социально значимых инициативах и т. д.
Михаил КЛОЧИХИН, сопредседатель Совета учителей-блогеров при Министерстве просвещения РФ, директор школы №1164, Москва:
– На мой взгляд, оплата ребятам их учебных результатов бонусными деньгами – это прямое убийство мотивации. Учиться надо для жизни, познания нового, личностного и профессионального роста.
Одно дело, когда правительство Москвы, к примеру, поощряет победителей олимпиад за высочайший уровень академических достижений, к которому ребенок шел не один год. Другое дело, когда за пятерку в четверти по физкультуре мы еще будем из бюджета платить…
Логичнее было бы рассмотреть бонусы на Пушкинскую карту учителям в Год педагога и наставника: готовиться к урокам и проводить их можно и нужно в музеях.
Александр ОДЖО, член Совета учителей-блогеров при Министерстве просвещения РФ, учитель истории школы №854 «Зеленый город», Москва:
– С одной стороны, идея хорошая. Важно поддерживать моду культурного просвещения среди молодежи. С другой стороны, за бортом остаются те, кто не очень хорошо учится. Чаще всего ребята с низкой успеваемостью и так не ходят в театры и музеи.
Кроме того, важно понять, куда ребятам идти с Пушкинской картой. Если в больших городах с этим проблем нет, то в провинции зачастую к картам не притрагиваются. Общался с коллегой из Республики Крым, когда вышел фильм «Петр I: Последний царь и первый император». Она сообщила, что ей с классом до ближайшего кинотеатра больше 70 километров, ребята просто не имеют возможности посмотреть фильм. Или другая проблема: учеников заставляют воспользоваться Пушкинской картой хоть где-нибудь.
В связи с этим повторюсь, что идея депутата хорошая, однако я бы лучше отправил эти бонусные рубли на развитие культурной инфраструктуры в регионах нашей страны.
Ольга ЗЛОБИНА, старший методист Центра развития образования, Петрозаводск:
– Вопрос о создании материальных стимулов для повышения учебной мотивации обсуждался уже неоднократно на разных уровнях. Он вызывает споры у педагогов, родителей, психологов. С одной стороны, поощрять старшеклассников бонусными рублями на Пушкинскую карту – идея неплохая: ни одно хорошее культурное мероприятие не будет лишним для воспитания «чувств добрых» у молодого поколения. С другой стороны, поощряя учеников за пятерки, взрослые приучают их к мысли, что только высший балл и есть успех в жизни. Это неправильно, у ученика есть и индивидуальные достижения, за которые можно поощрять материально. Наверное, нужно более тщательно продумать, за какие достижения можно стимулировать учащихся.
Марина ГУБАНОВА, мама десятиклассницы, Воронеж:
– Идея в целом кажется неплохой, по логике мотивация у детей должна повыситься. Чем лучше учишься, тем более культурным человеком можешь стать и больше интересного узнать. Но я, например, не представляю, как технически все это будет выполняться. Что, учителя будут передавать данные об отметках старшеклассников в банки нашей страны? А в банках будут созданы специальные отделы для обработки информации о школьных пятерках и четверках, чтобы переводить их в рубли, а потом эти рубли зачислять на Пушкинскую карту? Мне кажется, это чересчур сложная схема. Если будет предложен более простой вариант, то, наверное, такое возможно. Но нагрузка на педагогов точно увеличится – надо же будет кому-то собирать эти сведения и передавать их.
Алена КУСКОВА, студентка 2‑го курса факультета журналистики Московского политехнического университета:
– Я думаю, это нововведение действительно может стать дополнительным стимулом для школьников учиться на хорошие и отличные оценки. Многие ребята мечтают попасть, например, в Большой театр, стоимость билетов в который чаще всего превышает доступный лимит Пушкинской карты. Бонусные рубли могут стать возможностью исполнить чью-то мечту, конечно, для этого придется постараться.
В возрастную категорию пользователей Пушкинской карты также попадают студенты. Эксперимент можно провести и среди них – начислять бонусные рубли за отличное закрытие сессии.
Настя КОПЫЛОВА, шестиклассница, Великий Новгород:
– Я считаю, что не надо карт совсем. Предлагаю, чтобы школьник, который пришел на культурное мероприятие с классом или один, платил за билет 50 рублей, не больше, даже в самые дорогие музеи. И чтобы все дети с 6 до 18 лет бесплатно посещали музеи, театры, концерты классической музыки и художественные выставки при условии, что они пришли туда со своей семьей. Ведь семья тогда потратит больше денег, чем если ребенок поедет один. Я думаю, что таким образом мы и повысим культурный уровень детей, и сделаем дружной семью. Ведь сейчас маме, папе и детям никак не сходить в музей, семье просто не хватит денег на три-четыре билета. А если семья еще и живет далеко от города, где есть музеи, то она никогда в жизни туда не попадет.
Инна У., мама девятиклассника, Санкт-Петербург:
– Я скорее против этой инициативы, потому что даже сейчас иногда вижу несправедливость. За одну и ту же работу условному троечнику могут поставить, к примеру, «4», а отличнику – «5». Педагог, к сожалению, не всегда бывает объективен. Есть вероятность, что некоторые дети научатся подлизываться ради отличной оценки и, следовательно, ради лишней денежки. Мне кажется, полезнее было бы доплачивать учителям за выявление проблем у отстающих.
Комментарии