Городская инновационная площадка «Организация эффективной модели государственно-общественного управления в образовательных учреждениях Москвы» провела на базе Центра образования №548 «Царицыно» семинар «Школьники в управляющем совете».
В семинаре приняли участие 123 учащихся – общественных управляющих, представлявших 51 школу трех округов (Южного, Северо-Западного и Юго-Западного), а вели его директор ИРГОУ, научный руководитель ГИП Елена Шимутина и директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, научный консультант ГИП Сергей КОСАРЕЦКИЙ. Сегодня в большинстве столичных школ созданы органы государственно-общественного управления – управляющие советы. В состав этих органов вошли не только родители и педагоги, но и обучающиеся (в основном 10-11-х, в некоторых случаях 8-9-х классов). Сегодня в развитых странах мира на государственном и местном уровнях решают задачу обеспечения участия молодых людей в общественной жизни, в том числе в принятии решений по актуальным вопросам общественного управления. Введение учащихся в состав органов управления школой эффективное направление обеспечения прав молодых людей, формирования активной гражданской позиции, использования инновационного потенциала молодежи. Право на участие в управлении образовательным учреждением закреплено вступившим в силу Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 34). Работа школьным управляющим не игра в самоуправление под «присмотром» взрослых, часто встречающаяся в российской школе. Управляющие советы школ – эффективная модель управления, обеспечивающая возможность реального участия школьников в управлении образовательным учреждением. Будучи членом совета, школьник принимает участие в решении серьезнейших проблем школьной жизни: использовании бюджета школы, определении содержания образования. Работа в качестве школьного управляющего – реальная школа лидерства, позволяющая получить опыт управленческой деятельности, освоить такие ценные в современной жизни навыки, как: формулирование и отстаивание интересов (своих и сообщества); публичные выступления и презентации; участие в дискуссии; установление контактов и партнерских отношений; ведение переговоров, убеждение.Участие в подготовке, принятии и реализации решений совета позволит испытать учащимся особое чувство причастности к работе по улучшению школы. Не исключено, что через несколько лет они вновь станут членами управляющего совета – в качестве родителей, работников образовательных учреждений, кооптированных членов.Семинар решал такие задачи: знакомство школьников – общественных управляющих школ Москвы, обмен опытом участия в работе управляющих советов; расширение представлений школьников – общественных управляющих о задачах управляющих советов, правах, обязанностях общественных управляющих, возможностях, которые предоставляет школьникам работа в качестве школьного управляющего и путях их эффективного использования; формирование актуальной повестки для управляющих советов школ города Москвы с точки зрения школьников – общественных управляющих.Школьники – общественные управляющие продемонстрировали довольно ясное представление о работе управляющих советов, статусе общественного управляющего и высокую активность в обсуждении предложенных в игровой форме вопросов, в том числе: мотивы участия школьников в управляющих советах; отличие управляющего совета от органов самоуправления; задачи работы управляющего совета; приоритеты школьников общественных управляющих в управляющем совете. Наиболее яркой частью семинара стали дебаты на тему «Следует ли школьникам входить в состав управляющих советов?», где часть школьников выступала с позиций ученического сообщества, а другая часть – с позиций той части «взрослых» (педагогов, родителей, администраторов), которая сомневается в целесообразности предоставления школьникам такого права. В завершающей части семинара школьники – общественные управляющие разработали в группах рекомендации «самим себе», Департаменту образования, директорам школ и родителям «Как сделать участие школьников в работе управляющего совета более эффективным».Семинаром остались удовлетворены как организаторы, так и участники. В планах ГИП проведение подобных семинаров в других округах, организация летней школы (профильной смены) для актива школьников – общественных управляющих, создание сообщества школьников – общественных управляющих в сети Интернет.Результаты проведенного опроса показали, что школьники заинтересованы в таких формах работы.
Комментарии