Когда молодой человек делает шаги в науку, настоящую, фундаментальную? Поступив в аспирантуру? На последнем курсе вуза, работая над выпускной квалификационной работой? Или раньше – на спецсеминарах и спецкурсах, разрабатывая курсовые и проекты? Или еще раньше?..
Нам кажется, что мы, руководители и педагоги академической гимназии №56, нашли ответ на этот вопрос: шаги в науку (первые так уж точно) человек начинает делать в школе, причем даже не в выпускном классе. Четвертьвековой опыт проведения сначала школьной, а потом и региональной открытой НПК школьников «Шаги в науку ХХI века» для 9-11‑х классов, пятилетний опыт проведения городской открытой конференции исследовательских и проектных работ учеников 7-8‑х классов «Созвездие» позволяет нам говорить: школьники не только готовы к серьезной исследовательской деятельности, но и могут совершать настоящие научные открытия.
Что же может и должна сделать современная школа, чтобы первые шаги в науку не были профанацией, чтобы детские исследовательские сообщества и отдельные ученики понимали всю серьезность дела, которым занимаются, чтобы их работы не были рефератами «копировать – вставить – выдать за свое», а уже на начальном этапе научных поисков отвечали требованиям, предъявляемым к работе ученых? Что должна сделать школа, чтобы сама дорога в науку стала для ребенка привлекательной? Скажем о трех важных, на наш взгляд, условиях воспитания ученика-исследователя.
Условие первое: серьезно о серьезном
Во-первых, воспитание ученого в школе не может быть бессистемным. Необходимы программы внеурочной деятельности, дополнительного образования, позволяющие школьникам ознакомиться с аппаратом научного исследования (у нас такой курс называется «Основы учебно-исследовательской деятельности»), под руководством наставника пройти весь цикл – от грамотного определения темы до публичной защиты, получить (это особенно важно!) независимую экспертную оценку работы, советы, рекомендации ученых. Словом, к этой серьезной работе школа, простите за тавтологию, должна подойти со всей серьезностью. Не забывая, правда, что лучшее учение – это «учение с увлечением», а значит, в работе с учеником-исследователем нужно использовать весь арсенал мотивационных приемов, отвечающих возрасту юных ученых, их интересам и возможностям. Особую роль играет здесь работа в соответствии с профилями, которые дети выбирают в старших классах, ведь профиль – это не только углубленное изучение школьных предметов и серьезная подготовка к ЕГЭ по дисциплинам выбираемого вуза. Это профессиональное самоопределение и карьерное проектирование в выбранной области, собственно, первые профессиональные пробы, в том числе научные (освоение нешкольных профильных дисциплин, первые эксперименты, проекты, стажировки, активности в области будущей профессии). Успешно реализуемый в гимназии проект «Я-ПРОФИль» доказал: выход за страницы школьного учебника и за пределы классной комнаты (даже прекрасно оснащенной) очень привлекателен для подростков.
Условие второе: один в поле не воин
Стоит ли говорить, что для успешного сопровождения детского научного творчества учитель должен непрерывно расти. Ему, наставнику молодых исследователей, необходимо владеть методологией научного исследования и понимать особенности школьной исследовательской деятельности, надо быть в курсе того нового, что появляется в науке и актуально для школы, надо быть, если так можно сказать, научно креативным: видеть возможные направления и темы ученических научных поисков, понимать, какими могут быть их результат и «продукт». Однако сегодня мы понимаем: без помощи и поддержки со стороны ученых, без консультативного и экспертного сопровождения школьных исследований со стороны вузов, научно-исследовательских и проектных объединений школе не обойтись. Именно поэтому наша конференция «Шаги в науку ХХI века» никогда не проходит в стенах гимназии. Секции конференции проводятся на базах «тематических партнеров»: филологи представляют свои исследования в ведущих библиотеках города, историки – в музейных центрах, математики и физики – в ведущих производственных объединениях, химики и биологи – в медицинском, химико-фармацевтическом и политехническом вузах. Именно ученые региона помогли нам понять перспективные направления школьных научных исследований, показали актуальность межпредметного подхода к научным поискам, предоставили базы для экспериментов и апробаций проектов и учебно-исследовательских работ старшеклассников. Из сотрудничества с ИТМО, Политехом и Химико-фармацевтическим университетом выросло понимание необходимости обновления профилей классов, усиления информационно-химического, химико-математического, биотехнологического и химико-биологического профилей. Об интересе и востребованности этих профилей (и первых научных проб в рамках обучения в профильных классах) говорят и сами старшеклассники, все больше выбирающие профиль и исследование на стыке наук. Именно поэтому в 2022-2023 учебном году мы запускаем новый проект «Шаги в науку ХХI века: от профессионального самоопределения к научному опыту». С одной стороны, он преемствен проекту «Я-ПРОФИль», так как направлен на помощь подросткам в их карьерном проектировании. С другой стороны, акцент проекта делается на научном самоопределении школьников, поддержке их исследовательских инициатив, сопровождении детских шагов в науку не только школой, но и организациями СПО, вузами, научно-производственными объединениями химико-биологического кластера региона.
Условие третье: открытие не на пустом месте
Само собой, научные открытия подростков делаются, как правило, не на пустом месте, в их основе опыт и открытия больших ученых. Именно поэтому значительную роль в работе со школьниками-исследователями играют библиотека (медиатека) образовательной организации, региональные информационно-библиотечные центры и библиотеки вузов-партнеров. Эти места в нашем случае – центры притяжения учеников, необычайно привлекательные для них образовательные локации. Однако для шагов в области естественных наук необходимы, как мы понимаем, и качественные научные полигоны: лаборатории, кабинеты, позволяющие овладеть практикой эксперимента и выполнить экспериментальную часть учебно-исследовательской или проектной работы. И здесь у школы два пути: использовать ресурсы организаций-партнеров и оснащать в самой организации такие учебные кабинеты, которые позволят не только углубленно изучать предмет, но и вести серьезную внеурочную работу в профильных классах. Именно поэтому мы опять вступаем в региональный конкурс, позволяющий школам-победительницам использовать субсидии на развитие школьных кабинетов нового поколения. Думается, этот петербургский конкурс – серьезный вклад региона в программу мероприятий Десятилетия науки и технологий, потому что первые шаги в науку молодой человек делает не в аспирантуре, магистратуре, даже не на первых курсах университетов и академий, а именно в школе.
Екатерина ТЕНЮТИНА, заместитель директора академической гимназии №56 Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ
Комментарии