Обеспечение высокого качества школьного образования является стратегической задачей развития нации. Однако согласно результатам социологического исследования, проведенного в начале нового учебного года кафедрой социологии МГЛУ, на сегодняшний день проблема низкого качества образования в отдельных школах (гимназиях, лицеях) входит в число наиболее острых проблем сферы образования (36,3%). Исследование было инициировано департаментом столицы в рамках государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг. – «Развитие образования города Москвы «Столичное образование)».
Как показали результаты опроса, который социологи МГЛУ проводили как среди родителей, так и среди обучающихся, в числе наиболее распространенных проблем в системе общего образования в городе Москве названы три: слабая подготовка детей к обучению в высшем учебном заведении (36,7%), недостаточная материально-техническая оснащенность учебно-воспитательного процесса (36%), дефицит педагогических кадров по некоторым предметам (34,5%). В целом родители посчитали соответствующими оценке «хорошо» показатели качества педагогических кадров (уровень профессиональной квалификации педагогов, их умение и навыки найти контакт с детьми, а также используемые в образовательном процессе методические подходы к обучению школьников). Более половины родителей школьников (53,4%) ставят оценку «хорошо», и около трети (27,5%) респондентов – оценку «удовлетворительно» качеству образовательного учреждения, которое посещают их дети. И лишь 15,6% опрошенных оценили качество школы на «отлично». Сумма хороших и отличных оценок в целом составляет 70%. При сравнении оценок качества дошкольного и общего образования обращает на себя внимание факт, что качество учреждений общего образования, по мнению наших респондентов, ниже, чем качество дошкольных учреждений.Практически половина родителей дошкольников дают отличную оценку качеству образовательного учреждения, которое посещают их дети, тогда как отличную оценку школе, в которой обучаются их дети, готовы дать только 15,6% опрошенных. Однако школьники более позитивно, чем их папы и мамы, видят сложившуюся в общем образовании ситуацию. Среди учеников вдвое больше, чем среди родителей, тех, кто считает, что качество образования в их школе отличное (34,8%). Причем затруднившихся с ответом респондентов минимальное число, что говорит о сформированном, устоявшемся представлении участников образовательного процесса к качеству образования. Следует также обратить внимание, что оценивается не в целом качество того или иного образования, а качество, по сути, конкретного образовательного учреждения, посещаемого ребенком, что позволяет более точно определить состояние образования в столице. Таким образом, родители школьников являются наиболее пессимистически настроенной категорией респондентов по отношению к качеству соответствующего уровня образования.В целом, оценивая качество московского образования за последние годы, родители, чьи дети посещают учреждения общего образования, также более пессимистичны, чем родители дошкольников. По мнению 31,7% родителей школьников, качество московского образования стало значительно хуже, чем раньше, и только 23,4% родителей дошкольников с ними согласны.Следует обратить внимание на немаловажный факт, что значительное число респондентов затруднились с ответом. То есть большая часть участников опроса не сумели прийти к определенному мнению относительно качества образования в Москве то ли в силу личных причин, то ли в связи с недостаточной информированностью в этом вопросе. По этой причине на данный момент достаточно трудно сделать окончательные выводы об объективной оценке жителями столицы качества образования. В государственной программе «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» прописаны задачи, которые необходимо решить для совершенствования системы образования в срок до 2016 года. Программа только начала работать.
Комментарии