Ход интервью иногда бывает непредсказуемым. С Александром Алексеевичем ДАЙЛОВЫМ, председателем совета отцов Земской гимназии Балашихи, разговор планировался о задуманном и выполненном. Но в нашем случае беседа пошла по пути более тернистому: отцовство, творчество и роль мужчин в школьном образовании.
– Только красота может мир спасти, – говорит Александр Алексеевич.
Надо сказать, что председатель совета отцов в Земской гимназии – человек физически крупный, сильный, кандидат технических наук, профессор, и меньше всего ждешь от него рассуждений о красоте. Тем не менее прямо на моих глазах Александр Алексеевич достает книги об искусстве.
Четыре тома из серии «Земские традиции Балашихи» («В стране волшебных сказок», «Искусство и жизнь на Руси», «Древний мир и европейское искусство» и «Язык искусства») изданы по инициативе Земской гимназии и факультета менеджмента РЭУ имени Г.В.Плеханова при поддержке Управления по образованию администрации городского округа Балашиха. В основу книг легли учебные материалы художницы и педагога Натальи Тотмаковой в творческой студии «Капелька» (город Балашиха). Любой педагог может вести занятия с детьми разного возраста, беря за основу темы из книг: фольклор, наука, история, поэзия.
– Когда я женился, мама сказала так: «Дети родятся, приезжайте ко мне в гости, всегда рада, но не надо сбрасывать мне их на лето». Я тогда так обиделся! Но потом понял: своих детей надо воспитывать самому. Не должно быть двоевластия, – уверен Дайлов. – В девяностые годы трое детей в семье были редкостью. Если нас приглашали в гости и говорили: «Только давайте без детей» – я отказывался.
В семье Александра Алексеевича дочери еще до школы научились плавать, кататься на велосипеде и на лыжах. Если отдых – только с детьми. Праздники тоже. Участие отца в воспитании – обязательно.
– Дискредитация и девальвация понятия «отец» – это большая проблема. Отца перестают воспринимать главой семьи. Выросло целое поколение молодых людей, которые не могут взять ответственность ни за своих детей, ни за женщину, с которой связывают жизнь. Как воспитать мальчиков такими, чтобы они могли заботиться о своей семье? – озадачен Дайлов.
Воспитывать в мальчиках мужественность, а в девочках женственность – задача благородная, но сложно ее решить в школе, где в основном женский коллектив.
– Мальчика дома воспитывают бабушка и мама. Папа на работе. Он начинает заниматься сыном, когда тому лет пятнадцать, когда подросший мальчик наконец-то говорит: «Может, ты меня на рыбалку возьмешь?» И папа думает: «Возьму на рыбалку, а что я там с ним делать буду?» Участие мужчины в воспитании – проблема не только семейная, но и школьная. Нужно, чтобы хотя бы половина педагогов в школах были мужчины, – рассуждает Александр Алексеевич.
По данным статистики за 2021 год, в педагогических коллективах российских школ не более двенадцати процентов мужчин. В Китае этот показатель – сорок два процента, в Японии мужчин в школе работает больше, чем женщин. Можно ли изменить ситуацию в нашей стране? Александр Алексеевич уверен, что можно, но на это уйдет не менее десяти лет и понадобятся изменения в законодательстве.
– Во-первых, не нужно замыкаться на педагогических вузах. – рассуждает Дайлов. – Нужно принимать на работу в школы выпускников любого профильного института. Например, учителями химии могут стать выпускники Российского химико-технологического университета имени Д.И.Менделеева. Увы, многие сейчас идут в педагогический вуз, чтобы формально получить высшее образование – они не собираются работать в школе. Во-вторых, нужно сделать профессию педагога престижной. «Учитель всегда прав» – это надо запомнить раз и навсегда.
Поднять престиж учительской работы отнюдь не утопия. Во многих западных странах не так-то просто поступить в учебное заведение, где готовят педагогов. Конечно, большую роль играет размер заработной платы. В экономически развитых странах профессия учителя – одна из самых высокооплачиваемых. В России, по данным на 2022 год, средняя зарплата педагога составила 45787 рублей (для сравнения: сборщик товара на складе при графике «два через два» может заработать 50000 рублей).
– Оплата работы учителя должна быть такая, чтобы выпускники школ хотели идти в педагогический вуз, – уверен Александр Алексеевич. – Более того, должна быть возможность решения жилищной проблемы.
Земская гимназия в Балашихе – школа удивительная. Здесь собрались люди, движимые общей идеей не просто «накормить» детей знаниями, но и воспитать, научить творческому подходу к решению задач. Какой смысл в объеме знаний, если ребенок, попадая в нестандартную ситуацию, не может найти выход? Ребенок должен уметь творчески мыслить.
Школьники не прощают обмана, лжи и лицемерия. С учениками надо работать так, как будто это твои дети. В противном случае не надо идти в педагогику. Наш опыт интересен и другим школам. Мы делились им и с Татарстаном (там сейчас несколько школ работают по нашему примеру), обучали коллег из Белгородской области.
Понятно, что все новое не часто встречается на ура. Особенно, когда предложения касаются не частных проблем, а глобальных вопросов: престижа профессии, пересмотра законов. Возникают сомнения: а всем ли подходит такой опыт, как в Земской гимназии? Вот что думает об этом Александр Алексеевич:
– У меня дедушка по маминой линии был директором школы, бабушка – педагогом, мама – заслуженный учитель, ей сейчас 97 лет. Отец был тоже преподавателем, вел уроки труда. Конечно, именно он был главой семьи безусловным, на нем все держалось.
Опыт учительской династии должен лежать в основе перемен, происходящих в школе. В случае Земской гимназии такой опыт очевиден.
Анастасия ШАНСКАЯ, Московская область
Комментарии