Недавно мне рассказали анекдот, который заставил посмеяться от души. О том, что приходят в школу ученики учиться. Заходят в классы, а там горы бумаг, не видно никого. И вдруг раздается знакомый голос учителя: «Зачем пришли? Вы нам мешаете писать отчеты».
В этом нехитром народном анекдоте есть истина. Да еще какая! Вспомнила великого классика А.П.Чехова. Вот жил бы он в наше время, обязательно воспользовался возможностью написать о работе школы. Материал не надо придумывать, искать. Зайди в любую школу и наткнешься на бумажную, а теперь еще электронную бюрократию.Как-то прошла информация о том, что новый министр образования раскритиковал потоки отчетности, требующиеся от школ. Порадовалась! Наконец-то нашелся чиновник, который усмотрел в этом беду не только для учителя, но и для школы в целом. Прошло уже достаточно времени, как министр находится на своей должности, но ничегошеньки не изменилось. Отчетности не только не стало меньше, она в разы увеличилась.И, читая газету, часто наталкиваюсь на грустные размышления коллег по поводу того, что в школах сегодня во главу угла поставили отчеты, мониторинги, программы. И для проверяющих ничего нет важнее бумаг.Грустно и больно, оттого что нет времени порой заниматься своими прямыми обязанностями – учить детей. Это уходит на второй план…В очередной раз на электронную почту пришло письмо. Вроде бы обыденное, какие приходят порой до десяти и более штук в день. А вот и нет, не обыденное! В нем указан срок исполнения – не позднее 14.00 сегодняшнего дня. Да еще под грифом «Срочно!».Кого-то такая срочность и удивила бы, но не директора, который в силу своего положения обязан, а значит, до 14.00 выполнит то, о чем затребовано в письме. Правда, совсем никому не интересно, как, что и какими методами.Неоднократно пыталась проанализировать смысловое содержание писем, их важность, возможность донести информацию до учителей, учеников, родителей, собрать информацию, переработать и отправить в срок. Это оказалось для меня невозможным, ввиду того что невозможно отследить весь поток затребованной отчетности. К примеру, проведение месячников: по пожарной безопасности, по толерантности, по ПДД, о вреде наркотиков, по безопасности в СМИ, по безопасности в Интернете… Разработать свой план месячника по школе. Провести с учащимися беседы, тренинги, круглые столы, утренники. Проанализировать. Подготовить отчет. И вовремя отправить, дабы не нарушать исполнительской дисциплины.То, что ученик такой поток информации не усвоит, однозначно. Ему учиться прежде всего надо. На уроках приобретать знания, умения и навыки. А поток информации сверх нормы учениками просто не усваивается, какой бы материал им ни предлагали.Поражают еще и варианты электронной отчетности: ежемесячные мониторинги, электронные дневники… Это отнимает столько времени! И кому это нужно, неясно. Одну и ту же информацию запрашивают по несколько раз, скорей всего она нигде не учитывается. И чем создавать свою картотеку, проще и быстрее затребовать ее со школы. А там пусть «срочно» готовят…Создается впечатление, что контролирующие школу органы считают важной свою работу: собирать информацию, отвлекать от настоящей работы.Школа должна выполнять свою прямую функцию – учить, а обучая, воспитывать. А не превращаться в бюрократический аппарат. Просто каждый должен заниматься своим делом, не перекладывать все на плечи школы.Марина СОРОКИНА, директор Андреевской школы, Оренбургская область
Комментарии