В школе должно быть тепло. С этим трудно спорить. А можно ли однозначно ответить на другой вопрос: у кого должна болеть голова за состояние школьных теплосетей? В поисках ответа мы неминуемо находим «стрелочника»… Им оказывается директор школы.
Валентина ГУСЕВА, директор Переслегинской гимназии, Великолукский район, Псковская область:
Уверенность стопроцентная
Как поддерживать систему отопления в школьном здании? С моей точки зрения, директор учебного заведения должен следить за температурным режимом, а специализированная организация – отвечать за подачу тепла. Традиционно мы заключаем договор на поставку тепла и воды с муниципальным предприятием «Переслегинское». Нормативно-подушевое финансирование позволяет нам без проблем с этой организацией рассчитываться. Немалую роль в «долгой жизни» школьной системы отопления играет надлежащий уход за ней. Например, когда идет подготовка к новому учебному году, мы промываем трубы, батареи и за промывку систем отопления также платим деньги. Муниципальные власти нам в этом помогают. У меня есть полная уверенность, что и в случае какой-либо аварийной ситуации муниципалитет нам поможет! Есть резервный фонд, и в случае каких-то ЧП деньги обязательно будут выделены.
Нужны ли современные материалы? Мы за 31 год ни разу не ремонтировали в школе старые чугунные батареи. Если их правильно эксплуатировать, вовремя промывать, следить за их состоянием, они могут прослужить очень долго. Чугунная батарея, на мой взгляд, дает больше тепла, чем многие современные новинки. Приведу такой пример. В одном из многоэтажных домов нашего поселка согласно проекту были установлены плоские модные батареи. Но оказалось, что это проект для южного климата и батареи не дают должного количества тепла. И практически все жители этого дома поменяли их на старинные чугунные. Замена батарей обходится дорого, и менять их в школе мы, я думаю, не будем. А вот на другой новинке экономить не стали – установили счетчики подачи тепла, которые реально экономят деньги. Кстати, на установку этих счетчиков нам также были выделены средства из муниципального бюджета. Это выгодно школе, если учесть, что у нас есть еще и интернат.
Так что третьим союзником в общей работе по улучшению климата в школе является, конечно, муниципальная власть.
Приятно, что школа становится лучше. Когда здание сдавали в эксплуатацию, в вестибюле практически не было отопления, только лежала на входе одинокая тонкая труба. Сейчас в вестибюле установлены батареи и на подоконниках цветут цветы.
Тамара КОНДРАТ, директор Симонтовской школы, Мглинский район, Брянская область:
Чья головная боль – директора или местной власти?
Вопрос действительно актуальный. Сразу хочу сказать, что решение этой проблемы возложено государством на муниципалитет. Причем возложено тяжелым бременем. Скажите, реально, к примеру, газифицировать сельскую школу, опираясь на скромный районный бюджет? Хотя в нашей области газификация состоялась. Ну а дальше? Все программы целевые: газифицировали школу – программа закрылась. А ведь мини-котельная – это в некотором роде мини-производство. Нужно обучить операторов, проводить ежегодные ремонтные и профилактические работы. Это все уже ложится на плечи директора школы. А это такой клубок проблем! Я, помню, сама ездила закупать запчасти для котла.
Мы установили новые насосы вместе с электрооборудованием. Тем самым обеспечили бесперебойную подачу тепла. И к зиме, в общем-то, готовы. И если бы не поддержка районной администрации, вряд ли мне удалось бы размотать этот клубок. Обучили мы, кстати, и операторов – тоже спасибо районной власти. Я уже не говорю о том, что все коммунальные платежи также ложатся бременем на муниципальный бюджет. Словом, если решать подобные задачи на местном уровне, то совместными усилиями – директора школы, начальника районного отдела образования и главы администрации района. Во всяком случае, у нас любая головная боль – штука командная.
Александр КАРПОВ, директор ООО «Сканди», Боровичи, Новгородская область:
Такое сотрудничество невозможно
Наша фирма в течение года занималась обслуживанием школ города Боровичи. Мы выполняли определенные виды работ по заявкам, в том числе по поддержке систем отопления. Самая большая проблема заключалась в несвоевременной оплате наших услуг – случалось, что нам вообще не оплачивали произведенные работы, ссылаясь на недостаток средств. Поэтому сейчас мы со школами, к сожалению, не сотрудничаем. Я хотел бы, конечно, поддержать образовательные учреждения, но в ситуации нестабильной оплаты услуг это невозможно. Насколько я знаю, в каждой школе есть свой сантехник, который обслуживает школьное здание. Как специалист, могу сказать, что системы коммуникаций в школах нашего города, большинству из которых уже лет 20, старые, и для того чтобы их поддерживать в нормальном состоянии, школам необходимы денежные вливания. Если этого не делать, то придется чаще производить ремонтные работы и затрачивать на это значительно большие средства.
Ольга КЛЕЩЕНКО, директор омской гимназии №85:
Климат в школе создаем сами
Конечно, содержание школ – отопление, ремонт, водоснабжение – по закону забота органов власти муниципальных районов. Ни одна, даже самая продвинутая, школа не потянет такие затраты. Тем более такая большая, как наша, четырехэтажная, к тому же 1955 года постройки. Правда, нам жаловаться не приходится – несколько лет назад в гимназии заменена вся система отопления с использованием самых современных материалов.
Но голова болеть о комфорте детей все же первым делом должна у директора. Если молчать, то как власти узнают про наши проблемы? Да и приятнее помогать тем, кто сам действует. А школа может сделать немало для того, чтобы создать «свой» климат. Мы, например, участвовали в международном проекте «Образование для устойчивого развития и изменения климата. Создание эффективной системы энергосбережения в школах города Омска в 2006-2008 годах». Грант английской благотворительной организации «Партнерство для европейского сотрудничества в области охраны окружающей среды» на его проведение выиграли Департамент образования Омска вместе с британским «Советом по полевым исследованиям» города Шрусбери.
Школы – серьезные потребители энергии: и электрической, и тепловой. Почти все здания строились в советское время, когда об экономии задумывались немногие. В итоге «классное» тепло стоит особенно дорого. Экономия помогает не только школам, но и окружающей среде – способствует сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу. Проект заставил школьников задуматься и о школе, и об окружающей среде. Ведь в его основе – создание финансового механизма, который позволяет школам использовать новейшие энергосберегающие технологии, добиваясь экономии всех видов энергии.
Мы определили первоочередные проблемы и начали действовать. С помощью городского бюджета поменяли систему отопления, установили приборы учета и заменили электропроводку в нескольких помещениях. На помощь пришли спонсоры, с которыми мы работаем. Да и сами не сидим сложа руки. Вместе с родителями восстановили теплоизоляцию, вместо ламп накаливания повесили люминесцентные, вставили новые стеклопакеты. Участие в проекте сформировало у нас совершенно новый взгляд на проблему: оказывается, даже шторы можно повесить так, что они будут сберегать тепло. И форточку открывать нужно с умом. Наши учителя разработали планы уроков, в которые введены элементы экологического воспитания и энергосбережения, вместе с детьми написали методические рекомендации, чтобы помочь другим школам применять энергосберегающие технологии. Очень важно, что взгляд и педагогов, и детей на школьные проблемы стал другим – по-настоящему хозяйским. На переменках старшеклассники внушают малышам: если дверь закрыта неплотно, то через час теряется все тепло, для получения которого в котельной за это время сожжено четыре килограмма угля!
Комментарии