search
main
0

Школьная страна. Модель организации ученического самоуправления

Уникальность и эффективность нашей модели в том, что она проста в построении и применении. С примерно такой же моделью мы сталкиваемся в жизни: существуют территория, регион, район, глава поселения и т. д. Мы учимся жить в обществе, строим планы и их реализовываем, проводим выборы «по-взрослому». Наша модель позволяет учащимся не играть в управление, а быть равноправным субъектом управления, не только получать знания, но и постепенно формировать в себе самоуправленческие навыки.

Разработке проекта предшествовала большая подготовительная работа, реализованная в форме анкетирования всех участников образовательного процесса. Анализ опроса родителей, учащихся и педагогов выявил большую заинтересованность и информированность в предложенных областях исследований. Опрошенные продемонстрировали рациональные взгляды на решение проблем, связанных с помощью пенсионерам, ветеранам, людям с ограниченными возможностями, людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Не оказалось без внимания очень актуальное направление деятельности для села – трудовое воспитание. В этом направлении были представлены интересные формы работы, которые мы взяли на вооружение. Серьезное внимание было уделено подходам к сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня учебной мотивации. Рассмотрев все предложения, выделив из них направления, имеющие огромную социальную значимость как для самих подростков, так и для окружающих, мы поняли, что объективно назрела необходимость создания модели классного ученического самоуправления «Школьная страна».При создании нашей модели мы исходили из следующих принципов:- рациональность;- простота и понятность для каждого субъекта функционирования этой системы;- эффективность.Такие понятия, как «свобода слова», «свобода выбора», «ответственность за принятие решения» для наших ребят не игра, а сознательная деятельность, направленная на достижение конкретного результата. Хотелось бы обратить внимание на то, что при организации самоуправления в классе мы пытались учесть:- возрастные особенности учеников;- их желания, потребности и способности.Цели и задачиЦель: обучение всех детей основам демократических отношений в обществе, умению управлять собой, своей жизнью в коллективе.Задачи:- предоставление учащимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении коллективом;- предоставление возможности самим планировать свою работу, проводить мероприятия, особенно традиционные; – развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;- развитие творческого потенциала каждого учащегося с учетом его возможностей.Структура ученического самоуправленияВысшим органом ученического самоуправления (УС) является классное ученическое собрание. Ученическое самоуправление составляют глава поселения, администрация поселения, избираемые на год.Главным координирующим органом УС является координационный совет.Функции координационного совета: – развивает систему самоуправления, помогает в создании нормативной базы деятельности самоуправления разных уровней; – определяет направления и содержание деятельности поселения;- организует занятия по освоению лидерских навыков, технологий коллективно-творческой деятельности;- содействует реализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности, создает условия для их реализации;- планирует, проводит и анализирует ключевые дела поселения;- оценивает деятельность администрации поселения;- осуществляет постоянную связь с координационным советом школы. В пределах этих функций администрация поселения уполномочена:- представлять коллектив учащихся в общественных организациях;- координировать деятельность классного коллектива;- принимать решения по вопросам общественной жизни учащихся класса, сроков и порядка проведения собраний, отчетов, выборов и других мероприятий.Администрацию поселения выбирают на классном ученическом собрании  путем открытого голосования. Глава поселения и администрация координируют работу территорий: образования, творческих дел, шефских дел, порядка и трудовых дел, СМИ, спорта. Территория шефских дел состоит из трех отрядов: отряд «Милосердие», волонтерский отряд, вожатский отряд. Территории возглавляют главы. Главы организуют работу в территориях и отвечают за ее качественное и своевременное выполнение. Основой организации самоуправления в школе служит организация самоуправления в классе. Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся. Общее классное собрание в начале учебного года выбирает главу поселения. Он входит в координационный совет школы. Глава поселения руководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью.  Территория образованияЦели: – обеспечивает соблюдение и выполнение каждым учащимся правил внутреннего распорядка, заложенных в уставе школы;- способствует сознательному отношению школьников к учебной деятельности;- решает вопросы, связанные с повышением качества знаний учащихся (через систему олимпиад, предметных недель).Функции: – учет успеваемости, посещаемости;- организация и проведение внеклассных мероприятий по предметам, конкурсов, классных часов;- связь с руководителями методических объединений, с зам. директора по УВР, разработка совместных дел;- организация и проведение дня самоуправления.Свою работу территория осуществляет через следующие формы деятельности:- предметные недели;- организация акций «Книге вторую жизнь», «Говорящий портфель»;- проверка дневников (выставление отметки за ведение дневника);- проверка учебников;- анкетирование.Территория творческих дел Цели: – создание условий для самореализации творческого потенциала каждой личности через систему КТД;- развитие художественно-эстетического вкуса и расширение кругозора учащихся.Функции: – организация тематических вечеров, концертов, праздников, конкурсов;- помощь в оформлении актового зала и проведение мероприятий;- помощь в проведении дискотек.Формы деятельности: – КТД; – праздники;- конкурсы;- турниры.Территория  спортаЦели: – способствовать физическому развитию и самосовершенствованию учащихся;- создавать условия для формирования здорового образа жизни.Функции: – пропаганда здорового образа жизни;- организация внеурочной спортивной работы;- участие в спортивных мероприятиях;- контроль за посещаемостью уроков физкультуры.  Формы деятельности: – турниры;- спортивные соревнования;- дни здоровья;- встречи с медицинскими работниками, известными людьми.Территория порядка и трудовых делЦель: популяризация трудовой деятельности детей.Функции: – организация, контроль и оценка дежурства по школе, в классе;- организация работы по благоустройству территории школы;- участие в посадке деревьев,  работа на пришкольном участке и в летнем трудовом лагере;- организация уборки школы во время субботников.  Формы деятельности: – составление графиков дежурства; – контроль и оценивание дежурства; – рейды по школе; – трудовые десанты и акции.  Территория шефских делЦели:- воспитание у учащихся понимания сущности добровольной помощи людям;- вовлечение детей в различные виды милосердной деятельности.Функции: – работа с учащимися 1-4-х классов, организация и проведение КТД для малышей;- посильная помощь пожилым людям, инвалидам, ветеранам;- участие в акциях помощи малообеспеченным семьям.  Формы деятельности: – работа волонтеров;- разработка и реализация социальных проектов;- благотворительные акции; – сотрудничество с учителями начальных классов, Советом ветеранов села, администрацией сельсовета.Территория СМИЦель: информирование жителей страны. Функции: – создание условий для самореализации творческих возможностей учащихся.- выпуск рукописных газет, журналов, листовок, поздравительных открыток;- сбор, обработка, оформление информационного материала.Формы деятельности: – выпуск газет; – проведение социологических опросов, их освещение.Временные творческие группы создаются на период подготовки и проведения дела, они:- разрабатывают, организуют и проводят конкретные дела; – разрабатывают задания, проводят анализ мероприятий. Состав выборного органа ученического самоуправления:- глава поселения;- глава территории образования;- глава территории спорта;- глава территории творческих дел;- глава территории порядка и трудовых дел;- глава территории шефской помощи (командиры отрядов);- глава территории СМИ.​Татьяна БАРШАКОВА, педагог дополнительного образования средней школы №8 Шпаковского района Ставропольского края

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте