Может ли школа сохранить и укрепить здоровье детей? Каковы современные пути и средства пусть даже частичного решения данной проблемы? Может ли педагог в одиночку решить ее? Важной вехой в поиске ответов на эти вопросы стало включение нашей школы в 2015 году в научно-практический проект по формированию единой профилактической среды в образовательном пространстве ЗелАО Москвы под руководством научно-исследовательской лаборатории развития личности и здоровьесбережения Московского городского педагогического университета.
2016 году создана наша школьная команда здоровья, которая прошла теоретическую и проектную подготовку по разработке и реализации мероприятий, цель которых – создать условия и возможности для формирования здорового и безопасного образа жизни детей и подростков.Рефлексия педагогического опыта показывает, что каждый из нас старается, чтобы его работа с учащимися по профилактике и формированию здорового образа жизни была результативной. Но достигаем ли мы этого на практике? Ведь для повышения эффективности такой работы необходимо объединить организационно-педагогические, персональные ресурсы, весь накопленный практический опыт и создать уникальную для нашей школы программу с учетом требований ФГОС в части формирования здорового и безопасного образа жизни. Мы задали себе вопрос: кто конкретно будет этим заниматься? Как известно, один в поле не воин, нужна команда единомышленников. Да, у каждого учителя своя учебная нагрузка и совсем немного свободного времени. К тому же помочь здесь смогут только люди, не безразличные к данной проблеме, умеющие находить нестандартные способы ее решения, имеющие тесный контакт с учащимися, их родителями. В нашу школьную команду вошли учителя русского языка, математики, физкультуры, педагоги естественно-научного блока, классные руководители 5-7-х классов, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор.На коллективных встречах были выявлены проблемы и намечены цели и задачи дальнейшей работы. Но сначала каждый из нас составил собственный план работы по направлениям (гигиена, режим, питание, физическая активность, вредные привычки, общие интегрирующие темы ЗОЖ). Только после этого последовал этап коллективного обсуждения.Школьная команда сформулировала следующую стратегическую задачу: разработка программы по формированию культуры здорового образа жизни участников образовательных отношений. В соответствии с этой задачей на 2017-2018 учебный год командой были разработаны мероприятия по шести направлениям:1. Проведение тематических уроков по биологии (8-й класс – «Гигиена физического труда», «Гигиена умственного труда»), русскому языку (мини-сочинение «Мои полезные привычки», написание басни про ЗОЖ), физкультуре (разучивание комплекса упражнений для улучшения осанки). 2. Внеурочная деятельность:- беседы с подростками («Нормы работы за компьютером и выполнение уроков», «Организация поведения и приема пищи школьников в столовой»);- программы, акции («Полезная привычка», «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни»);- круглый стол «Быть здоровым – модно!»;- выпуск листовок «О мерах личной профилактики». 3. Создание информационных классных уголков («ЗОЖ для нас – это…», «Спортивная жизнь в классе», «Здоровое питание школьника», «Личная гигиена подростка»). 4. Использование видеоматериалов и интернет-ресурсов («Спорт и активный образ жизни», «Здоровое питание», радиопередача «Здоровью – да! Вредным привычкам – нет!»). 5. Конкурсы плакатов («Здоровье моей семьи», «Мы – за здоровый образ жизни», «Питание для здоровья»). 6. Работа с родителями:- тематические консультации («Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка», «Вредные привычки подростков и их профилактика»);- лектории («Здоровьесбережение ребенка – в руках его родителей»).Мероприятием, которое привлекло большое внимание обучающихся всех классов с 1 по 11-й, стало оформление классного уголка «Здоровый образ жизни для нас – это…». Все классы активно приняли участие в конкурсе. Главная задача, которая была поставлена перед ребятами и их педагогами, – продемонстрировать только положительные содержание и материалы, например, привлечь внимание к полезным привычкам. В результате реализации мини-проекта пространство каждого классного кабинета было наполнено интересным, наглядным, социально и персонально значимым содержанием. Учителя отмечают огромный интерес ребят, проявляемый на переменах к представленному материалу в классных уголках. А возможность его обновлять, дополнять, развивать обеспечивает динамизм и новизну, что в свою очередь поддерживает интерес ребят из других классов.В ноябре учителем по русскому языку был проведен урок написания басни по теме ЗОЖ. Ребята с большим интересом отнеслись к этому творческому заданию. Вот лишь некоторые названия их басен: «Петя и фастфуд», «Лиса и фитнес-клуб», «Кто прав?», «Мартышка и Мишка». Затем ребята будут представлять свои работы на уроке: выразительно читать или инсценировать свои творения с друзьями. Все мероприятия, намеченные школьной командой, мы намерены реализовать полностью в течение учебного года.Безусловно, это всего лишь начало. Однако даже за такой непродолжительный период мы увидели, что все больше учителей, обучающихся и родителей активно включаются в эту работу: появилась мотивация у детей, повысилась компетентность педагогов в вопросах профилактики заболеваний и сохранения собственного здоровья и здоровья обучающихся, наметились согласованные подходы школы и семьи. Быть здоровым и успешным в нашей школе становится модно и престижно! Ирина ЕВСТИГНЕЕВА,педагог-психолог школы №1194
Комментарии