Театр, как известно, начинается с вешалки. А с чего начинается школьный театр? Театральный институт имени Бориса Щукина и Российское движение школьников приоткрыли завесу тайны. На пресс-конференции, состоявшейся 26 марта, был дан старт Всероссийскому проекту «Школьная классика».
В этот день было подписано соглашение о сотрудничестве между главным театральным институтом страны и Российским движением школьников для совместной реализации проекта, основной целью которого является развитие школьных театров России. А кроме того, собравшиеся рассказали о том, что театр значит для них. Ведь у каждого из именитых гостей эта связь совершенно особая.
О целях, задачах и перспективах, а также этапах реализации проекта «Школьная классика» рассказали ректор Театрального института имени Б.Щукина народный артист Российской Федерации Евгений Князев, исполнительный директор Российского движения школьников Ирина Плещева, сопредседатель Фонда поддержки культурных инициатив «За искусство», член Комиссии по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Общественной палаты Российской Федерации Татьяна Дмитриева, заслуженный артист России Александр Олешко и ученица 9‑го класса школы №1231 имени В.Д.Поленова, активист Российского движения школьников, участница школьного театра «Вдохновение» Софья Попова.
Народный артист Российской Федерации Евгений Князев отметил роль театра для современных школьников. Ведь кто-то из них вполне может уже буквально завтра стать студентом этого или другого театрального вуза страны. Вспомнил Евгений Владимирович и начало своего пути – участие в любительских театральных постановках, – которое и определило всю его дальнейшую судьбу. Но и тем, кто не собирается в будущем служить искусству, этот опыт может оказаться полезен. Поставленный голос, грамотная речь, знакомство с классической литературой, умение выстраивать социальные коммуникации в реальной жизни, а не в Интернете, – вот какие навыки обретают участники школьных театральных кружков. Для реализации совместного с РДШ проекта «Школьная классика» администрация института готова задействовать свои организационный и методологический ресурсы, преподавательско-профессорский потенциал, а также взять на себя ответственность за реализацию долгосрочного проекта по развитию любительского театрального искусства среди школьников России.
Уже в апреле планируется начать выездные семинары педагогов института во всех восьми федеральных округах РФ. Итогом совместной деятельности станет Всероссийский фестиваль театрального искусства, который будет включать проведение различных конкурсов, смотров, семинаров, круглых столов, мастер-классов, различных акций культурно-творческой направленности, перформансов, творческих профильных смен в детских оздоровительно-образовательных лагерях во время организации летнего отдыха.
Большие планы не только отражают оптимизм организаторов и участников проекта. Тысячи творческих ребят со всей страны и их педагоги также с воодушевлением смотрят в будущее, когда театральное искусство станет ближе и доступнее. В ходе пресс-конференции Ирина Плещева представила итоги опроса, проведенного РДШ перед запуском нового проекта. В нем приняли участие более 9 тысяч школьников и педагогов Российской Федерации.
«По итогам нашего опроса 96% педагогов сказали о необходимость создания театрального кружка или студии в своей общеобразовательной организации. Также для педагогов важно пройти курсы повышения квалификации в очном или онлайн-формате без отрыва от трудовой деятельности. Большинство опрошенных высказали заинтересованность в занятиях театральной деятельностью, несмотря на то что более 90% из них уже посещают дополнительные кружки и секции. Мы считаем, что театральные студии могут стать не просто местом досуга, но инструментом, позволяющим максимально полно раскрыть творческий потенциал обучающегося, поскольку театральное искусство, являясь синтетическим видом искусства, напрямую связано с музыкой, танцем, изобразительным искусством, художественным словом, цирковым искусством и пластикой», – рассказала Плещева.
Она также подчеркнула особую миссию проекта, обусловленную его творческой направленностью. Целью является не просто взращивание талантов, но, кроме того, воспитание людей, которые знакомятся с русской классикой, впитывают фундаментальные культурные ценности, работая с творческой фактурой.
Солидарна с выступавшими была и московская девятиклассница и активистка РДШ Софья Попова. Она отметила, что занятия в театральных кружках помогают школьникам раскрыть свои таланты, снять зажимы, раскрепоститься и развить множество полезных навыков.
«Лично мне школьный театр помог справиться с волнением на сцене и в значительной мере развил креативность. И хоть окончательно я с профессией еще не определилась, уверена, что ораторские и коммуникационные навыки обязательно мне пригодятся!» – подчеркнула Софья. И тот факт, что еще совсем юная участница приняла участие в столь ответственном мероприятии, держалась уверенно, рассказывала о значимости театра для нее и ровесников с энтузиазмом и открытостью, говорит о многом. Не каждый сможет преодолеть стеснение перед публичным выступлением и выразить свою позицию четко и ясно. А ведь таких юных творческих людей тысячи, десятки тысяч по всей стране. И каждый готов приложить еще больше усилий, чтобы развиваться в направлении, которое ему нравится, ведь, как заметила Софья, когда занимаешься делом, которое по-настоящему нравится, в сутках будто появляется 25 часов.
Поддержала затронутую ранее тему воспитания и член Комиссии по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Общественной палаты Российской Федерации Татьяна Дмитриева. Она назвала воспитание одной из важнейших задач новой инициативы. «Школьная классика» – проект, представляющий собой синтез опыта преподавателей театрального искусства со всей страны и мощнейшего движения школьников. Обучение на базе театрального вуза с многолетней историей, богатыми традициями и мировой славой способствует важнейшей задаче – воспитанию школьника в общечеловеческих идеалах нравственности. Подобный проект – стратегическое начинание, призванное поддержать статус России как театральной державы», – заключила Дмитриева.
Заслуженный артист России и театральный педагог Александр Олешко подвел итоговую черту пресс-конференции, отметив колоссальный опыт подготовки молодежи к взрослой жизни, которым обладает Театральный институт имени Бориса Щукина.
Вспомнил он и годы собственного обучения в его стенах, пропитанных историей и традициями. Традициями, которые парадоксальным образом делают человека несвободным, но при этом бесконечно раскрепощенным и открытым творчеству. «Как сказал Густав Малер, традиция – это не поклонение пеплу, это передача огня! Так, много лет нам говорят, мол, отпустите детей, пусть они делают что хотят… Ни в коем случае не отпускайте детей! Как можно раньше объясните, что такое хорошо, а что такое плохо. И этот проект нужен именно для того, чтобы человек как можно раньше понял, что нужно работать, работать над собой в первую очередь», – отметил Александр Олешко. Упорный труд и творческие поиски сделали это уникальное место таким, каким мы видим его сегодня. Массивные колонны выглядят символом многолетних традиций, фундаментальных знаний, которые формируют основу личности. Возможно, зачастую выпускники не становятся артистами, но память и полученные знания остаются.
Подписанное соглашение стало отправной точкой для больших планов, которые строят организаторы проекта. Руководитель РДШ объяснила, какие организации могут стать участниками проекта. Это любые общеобразовательные организации, в которых есть театральный кружок или студия. Конкурс будет включать в себя два уровня подготовленности – базовый и продвинутый, а также пять возрастных категорий для школьников и отдельный трек «Профи» для педагогов.
По словам организаторов, конкурс «Школьная классика» позволит выбрать школы, для которых командой профессионалов театрального института будет разработан и реализован проект создания или развития театральной студии, включая создание кадровых, методических, организационных и материально-технических условий. Для участия необходимо будет оформить заявку на сайте рдш.рф, регистрация на конкурс будет доступна с 8 апреля. И вполне возможно, что первые результаты участники увидят уже совсем скоро.
Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (РДШ) была создана указом Президента РФ Владимира Путина 29 октября 2015 года. Целью организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. И проект «Школьная классика», нацеленный на гармоничное нравственное развитие личности детей и подростков, как нельзя лучше вписывается в эту концепцию.
В настоящий момент Российское движение школьников объединяет более 500000 детей и 19000 образовательных учреждений из 85 субъектов РФ, реализует 4 направления, 9 поднаправлений деятельности и более 40 федеральных проектов и конкурсов различной направленности: экология, добровольчество, медиа, спорт, музейное дело, наука, дизайн, самоуправление, краеведение. Три из них входят в национальный проект «Образование». Среди новых проектов РДШ: Кубок РДШ по киберспорту, «Шеф в школе», «Экодежурный по стране». За период самоизоляции РДШ создало 19 онлайн-проектов, которые охватили 453000 человек. И то, насколько они востребованы, показывает, что у Российского движения школьников огромные перспективы.
Отвечая на вопрос «Учительской газеты» о том, приходилось ли сталкиваться со скептическим отношением родителей или учителей, Ирина Плещева отметила, что идея школьных театров нашла горячий отклик у всех. В отличие от многих других увлечений, например киберспорта, значение искусства для развития личности ребенка интуитивно понятно каждому родителю и педагогу. А это значит, что у «Школьной классики» уже есть десятки тысяч союзников по всей стране.
Прямо за дверями зала, где проходила конференция, кипит обычная жизнь. Студенты снуют по лестницам, с жаром обсуждают новые проекты, репетиции и роли и спешат в аудитории. Каждый полон планов и идей, каждый видит свое будущее в стенах института по-разному. И, возможно, уже совсем скоро эти залы и аудитории заполнят те, кому путевку в удивительный мир театра дал именно проект «Школьная классика».
Мария АВЕРИНА
Комментарии