search
main
0

Школьная форма: за и против

Всех учеников могут обязать носить школьную форму. Вопрос был поднят в Государственной Думе в ходе правительственного часа с участием министра просвещения РФ Сергея Кравцова. Выступая перед депутатами, он предложил найти законодательное решение по введению школьной формы. «Пусть каждая школа самостоятельно определит, какой именно», – добавил министр.

Напомним, что сегодня вопрос о введении формы решают сами образовательные учреждения. А региональные власти утверждают типовые требования к одежде обучающихся.

О том, стоит ли вводить школьную форму в обязательном порядке и должна ли она быть единой по всей стране, размышляют наши эксперты и читатели.

 

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Сейчас каждая школа самостоятельно принимает решение, вводить ли требования к одежде обучающихся. Образовательные организации вправе устанавливать ее общий вид, цвет, фасон, знаки отличия и правила ношения. Решение это не может приниматься администрацией единолично, оно должно учитывать мнение школьников и их родителей. Государственные и муниципальные школы при этом опираются и на типовые региональные требования. Эти положения появились в Законе «Об образовании» после того, как в марте 2013 года на конференции ОНФ «Строительство социальной справедливости» президент поддержал предложение активистов о введении дресс-кода для школьников. Закон больше года обсуждался всеми участниками образовательного процесса. Привлекались и предприятия, которые шьют форму, и дизайнеры, разрабатывающие модели одежды.

С момента утверждения федеральной нормы о школьной форме прошло восемь лет. Многие школы воспользовались своим правом и ввели ученический дресс-код. Единого подхода не было. В одних организациях рекомендовали нестрогий деловой стиль сдержанных расцветок, в других установили обязательные цвета, фасоны и знаки отличия. Не обходилось без перегибов. Иногда администрация требовала купить форму у определенного поставщика, что запрещено антимонопольным законодательством. Иногда ребенка, пришедшего в школу не в форме, отстраняли от учебы. В этом случае прокуратура напоминала, что право на образование не может нарушаться. Иногда родителей ставили перед фактом необходимости покупки новой формы прямо перед началом учебного года, когда сборы в школу уже завершены. Чтобы защитить малообеспеченные и малоимущие семьи, регионы нередко устанавливают льготы на покупку формы. Меры поддержки действуют более чем в 50 субъектах. Если существующих норм недостаточно для решения каких-либо педагогических задач, целесообразно провести новый цикл общественных обсуждений, чтобы решение учитывало интересы всех сторон и не привело к ухудшению материального положения семей с детьми.

 

Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:

– Сегодня школьная форма нужна. Во-первых, она нивелирует различия материального положения семей учеников. Во-вторых, любая форма дисциплинирует человека, является частью корпоративной культуры, может быть предметом гордости за свою принадлежность к конкретному учреждению. В-третьих, формирует понимание необходимости делового стиля одежды в работе. А учеба – тот же труд, та же работа.

На мой взгляд, на каждой ступени обучения у формы могут быть свои отличительные фасон или цвет. Важно, чтобы она была не только функциональной и удобной, но и красивой.

Форма – это одна из составляющих школьного уклада, порядка организации жизни детско-взрослого сообщества. В российской системе образования данный вопрос в последний раз поднимался в 2000 году. Уж если решать проблему, то комплексно. А иначе порядка в образовании так и не будет.

 

Маргарита РАСТОРГУЕВА, преподаватель Московского государственного психолого-педагогического университета:

– Одним из достоинств школьной формы является безопасность, ведь определенная форма, которую носят школьники, может говорить о месте их обучения, и в таких условиях сразу легко распознать чужого человека.

Школьная форма несет в себе важную функцию организации процесса обучения, она определяет некий дресс-код, с которым ученики могут столкнуться в дальнейшем при обучении в университете и трудоустройстве.

Красивая и модная форма, разработанная в ногу с современными трендами, может быть для школьника предметом гордости.

На мой взгляд, можно ввести общие требования к цвету, допустимому формату одежды, обуви и другим компонентам, важным для конкретной школы. Можно выдвигать требования на рассмотрение самих школьников, после чего утверждать общепринятую форму школы, чтобы она была удобной и нравилась ученикам.

Каждый человек – отдельная, непохожая на остальных личность, поэтому не стоит запрещать школьникам дополнять форму различными аксессуарами, с помощью которых они могут проявить свою индивидуальность.

Можно предложить дизайнерам одежды разработать трендовую форму, которая отвечала бы современности, а также была бы рассчитана на разный школьный возраст.

 

Максим ИВАНОВ, учитель истории и обществознания Державинского лицея, учитель года Карелии-2014, Петрозаводск:

– Я не понимаю таких инициатив. Вспомним аргументы за то, чтобы вернуть школьную форму. Дескать, она дисциплинирует. Если учитель не может поддержать дисциплину на уроке, то школьная форма его не спасет. И уж точно она не способствует более успешному освоению программы. Это ерунда! Еще один ерундовый аргумент – форма нивелирует социальное неравенство. Кто-то будет приезжать к школе на БМВ, а кто-то идти пешком. Кто-то будет заказывать себе суши на большой перемене, а кто-то есть гречку без всего.

Мне видится, что в российском образовании есть более насущные проблемы, которые требуют решения. Например, вопросы содержания. Школа должна меняться, способствовать тому, чтобы ученики росли творческими, а введение школьной формы этому не способствует.

 

Ольга МЕРЗЛЯКОВА, мама семиклассницы, Воронеж:

– В нашей школе уже есть прекрасная форма – серые пиджаки, брюки, юбки и жилеты, а к ним белые рубашки. Подходит как мальчикам, так и девочкам. Это в средних классах, а в старших – темный низ, белый верх, все более демократично. Так решили родители, потому что одеть всех старшеклассников одинаково, во-первых, дорого, а во-вторых, невозможно, ведь они сразу бунтуют! Подростки в старших классах стремятся к самовыражению, и когда после восьмого класса им разрешают свободный выбор одежды, но с небольшими ограничениями по цвету, поверьте, они это ценят и выбирают приличную одежду, хотя и не форменную. Некоторые используют и прежний форменный гардероб, это тоже нормально. Я считаю правильной ситуацию, когда сами школы определяют, как будут одеты дети. Если это закреплять на государственном уровне, мы снова вернемся к СССР. Только в худшем варианте, потому что кроме одежды, сделанной в Китае, в массовом производстве у нас почти ничего нет.

 

Мария ХОРОШИЛОВА, мама девятиклассницы, Великий Новгород:

– Я категорически против обязательной школьной формы. Дети растут очень быстро, и форму придется покупать не один раз в год, учитывая, что непоседа может ее порвать, испачкать. Одно платье на каждый день совершенно неудобно для девочек-подростков, так как потоотделение в этом возрасте усиленное, добавьте к этому еще отсутствие душа после физкультуры в большинстве школ. А сколько денег придется тратить на школьную форму многодетным семьям! Добавлю, что на детях и подростках с неидеальными фигурами форма одного-двух образцов может смотреться невыгодно, подчеркивать недостатки, формировать комплекс неполноценности. Все знакомые мне родители считают самым оптимальным вариант делового офисного стиля в школе с допущением в одежде пастельных тонов. А один раз в неделю можно для хорошего настроения устраивать «джинсовый день», как делают у нас в одной из городских гимназий.

 

Дмитрий ЗУБКОВ, преподаватель центра «Слово», Краснодарский край:

– Я считаю, если школа устанавливает какой-либо стиль одежды, это всегда хорошо. Это приводит учеников в более собранное состояние, дисциплинирует, настраивает на рабочий лад. Не думаю, что надо, как в Советском Союзе, вводить единую форму. Страна у нас большая, регионы разные, культура, традиции народов сильно отличаются, поэтому единого тут быть не может и не должно. Но если каждая школа разработает собственные требования к одежде, будет хорошо. Правда, у нас и сейчас никто не запрещает это делать. Просто нужно определиться на высшем уровне, прописать правила игры. Но если родители не могут себе позволить приобрести форму, не надо от них требовать влезать в долги. С другой стороны, и от государства ждать финансирования этого проекта тоже нет смысла. Ведь тут речь идет о колоссальных средствах, если выделять их централизованно. А где большие деньги, там большая коррупция. Следовательно, лучше распределить затраты на всех родителей. Или разрешить им, если не могут платить, обходиться без формы.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте