Настоящее будущее у тех школьных библиотек, которые объединят культуру общения с книгой с новыми информационными технологиями. А для этого надо вводить инновационные формы работы. Наша библиотека школы №5 г. Абакана поставила перед собой цель: использование нетрадиционных способов привлечения учащихся в школьную библиотеку, взяв на себя функцию просветительного, информационного, культурно-досугового центра.
Для достижения данной цели в школьной библиотеке постоянно обновляется интерьер, действует кружок «Металлическое кружево», функционирует шахматный клуб «Белая ладья». Совместно с учителями-предметниками проводится игра клуба «Что? Где? Когда?». Учитывая специфику нашего микрорайона «Полярный», многонациональный состав детей, мы практикуем громкое чтение книг, разыгрываем сказки, проводим настольные игры. Дети узнают историю русских слов, открывают новые значения уже знакомых слов. Ребята очень любят игротеку «АБВГДейка».
В нашей библиотеке преобладают три направления: образовательное, экологическое, краеведческое. Но по каким бы направлениям ни работала школьная библиотека, она была и остается маленьким городком со своими привычками и законами. И для того чтобы была благоприятная экологическая обстановка для работы детей, необходимо создать соответствующий микроклимат, который зависит в первую очередь от библиотекаря.
Окружая себя семьей маленьких друзей, библиотека готовит себе ту доброжелательную дружескую среду, которая превратит ее в живой общественный организм. Чтобы завоевать друзей среди детей, надо искать способы повлиять на них. Надо читать ребенка, как книгу, постараться узнать, в каком состоянии он пришел в библиотеку: с определенной целью, чем-то сильно расстроен, бесцельно забрел с другом или просто сам не знает, чего он хочет.
А когда первоклашки приходят на экскурсию в библиотеку, их встречают правила работы, но это не просто слова, а целое дерево, где не только «…чудеса и леший бродит, русалка на ветвях сидит…» – это дерево, где сидят животные, которые делают то, что можно делать в библиотеке. Нельзя не сказать о множестве икебан, которыми интересуются дети, как же они удивляются, когда узнают в них знакомые растения и поражаются их красоте. Большой интерес представляет собой озеленение библиотеки. Здесь много экзотических растений или просто необычных. Например, вьюн до 30 метров в длину.
Все, что идет от души, по собственной воле, сеет добро. Можно силой заставить работать, но нельзя силой заставить творить, а наша жизнь – творчество, вечное творчество новых отношений.
Исходя из вышеизложенного хочется отметить, что для применения нетрадиционных методов привлечения читателей и развития инновационных процессов в библиотечном деле необходимо:
– сделать библиотечное пространство обжитым, уютным, с хорошим визуальным восприятием и интересным оформлением;
– менять стиль библиотеки. Она должна приобрести индивидуальное лицо;
– ввести в работу старые формы, ведь все новое – это хорошо забытое старое;
– постоянно повышать профессиональный уровень библиотекаря, дать раскрыть свои возможности и проявить инициативу;
– способствовать преодолению сопротивления внедрению инноватики в коллектив школы;
– практиковать нестандартность в оформлении интерьера библиотек;
– помимо выставок книг помещать предметы музейных экспозиций и поделки декоративно-прикладного искусства;
– информация библиотеки должна быть фактором развития инновации в библиотечном деле;
– разрушить стереотип мышления и существующий штамп, что в библиотеке только выдают книги и больше никакой пользы от нее нет.
И, конечно же, информатизация и автоматизация библиотечных процессов.
В прошлом году мы получили компьютер в библиотеку, который очень нам помогает в работе, но многое еще надо сделать. Построение общества знаний требует сотрудничества всех: и органов власти, и бизнеса, и каждого гражданина в отдельности. И начать надо со школьных библиотек.
Галина ПОТАЕНКОВА, зав.библиотекой школы №5, Абакан
Комментарии