Каждый из нас знает немало цитат о бесценности здоровья. Но не каждый, понимая мудрость крылатых фраз, следует им. Кто-то не считает нужным смолоду заботиться о своем здоровье («еще успею»), кто-то, увлекаясь модными течениями оздоровления, следует им бездумно, а кто-то просто не знает, что это такое – культура здоровья. Так относятся к собственному здоровью взрослые. А кто же сумеет научить детей заботиться о сохранении здоровья?
Когда-то существовали дома санитарного просвещения, в обязанность которых и входило обучение населения здоровому образу жизни. Сейчас все функции профилактической медицины переданы районным поликлиникам. Но с их загруженностью пациентами профилактика сводится к иммунизации, пожелтевшим от времени стендам и формальной отчетности. Да и само понятие «профилактическая медицина» где-то затерялось. Поэтому вопрос, кто же сможет профессионально помочь детям не растерять здоровье на жизненном пути, пока остается без ответа.Кто конкретно, не на бумаге, не для отписки старается сохранить здоровье ребенка?Родителям отчасти некогда, отчасти все их познания появляются из телевизионных передач или Интернета (а эта информация не всегда верна). Поэтому в лучшем случае они покупают абонемент в семейный фитнес-клуб, где, по моему наблюдению, в большинстве случаев либо ребенок предоставлен сам себе, либо им занимается тренер, не всегда понимающий особенности детской физиологии и старающийся это умело скрывать. Остальное свободное время, причем даже на даче, ребенок посвящает компьютеру. С медициной тоже все ясно и понятно. Профилактикой и сохранением здоровья дошкольника не занимается никто. В результате современная школа получает первоклассника, уже потерявшего здоровье. Например, в этом учебном году в наш Центр образования №118 поступили 9,3% первоклассников, имеющих третью группу здоровья (дети со значительными отклонениями в состоянии здоровья) и 77%, имеющих вторую группу здоровья (незначительные отклонения здоровья). Как же им выдержать десятилетнее бремя учебы, нагрузки, малоподвижной жизни, переживаний? Кто и как сумеет помочь им сохранить здоровье?Поликлиническая работа – это вакцинация и статистика. Редко в какой-то школе врач бывает ежедневно полный рабочий день. Еще реже, когда один и тот же врач работает в школе несколько лет подряд, хорошо знает ребят и их семьи. На днях ко мне подошел молодой сотрудник нашей школы с вопросом: «Почему за мной так не ухаживали врачи в школе, почему, проучившись 10 лет, я не видел врача?» Что можно ответить?Однажды я уже задавала похожий вопрос заведующей дошкольно-школьным отделением районной поликлиники. Ее ответ был прост: «Мы работаем бригадным методом, сначала идем делать прививки в одну школу, потом – в другую, затем – в следующую». Вот поэтому сейчас в Москве кропотливую профилактическую деятельность вынуждена вести школа.Возникли различные школы здоровья, школы, работающие с использованием здоровьесберегающих технологий. В некоторых таких образовательных учреждениях, к счастью, этими вопросами занимаются дипломированные врачи. В нашем Центре образования №118 выбран путь использования здоровьесберегающих технологий, имеющих три направления:- педагогическое,- психологическое,- медицинское.Безусловно, каждое из них важно и без каждого нет полноценной системы здоровьесбережения. Каждым направлением занимаются специалисты, имеющие профессиональное образование именно в этой области.Как врач, я убеждена, что медицинское направление грамотно организовать и систематически контролировать могут только врачи, постоянно находящиеся в школе. Нельзя перекладывать на плечи педагогов не свойственные им функции. Только врач может оценить состояние здоровья учеников, провести мониторинг их здоровья. Только врач на основании такой диагностики может помочь администрации школы грамотно выстроить здоровьесберегающую систему. Каждый должен заниматься своей профессиональной деятельностью: учитель – учить, врач – заботиться о здоровье.Мы используем здоровьесберегающие технологии пятый год и уже имеем собственный опыт. Ежегодно, подводя итоги, врач анализирует свою деятельность и корректирует направленность методик здоровьесбережения. Так, по итогам прошлого учебного года благодаря лечебно-профилактическим мероприятиям уменьшилось количество учеников с нарушением осанки, но число детей с диагнозом плоскостопие осталось неизменным. Поэтому на 2010-2011 учебный год врач планирует работу, добавляя методики лечения плоскостопия.Ежегодно именно врач подбирает группы детей, нуждающихся в фитотерапии. Благодаря систематическому траволечению в нашем Центре образования уже третий год нет случаев обострения хронических гастроэнтерологических патологий, снижено количество детей, страдающих различными видами тиков, значительно улучшилось состояние детей-аллергиков.Многим известна проблема педикулеза в детских учреждениях. Разве можно ее решить силами педагогов? Конечно, нет. Мы решили эту проблему благодаря регулярному осмотру (чаще, чем рекомендуют СанПиНы) учащихся врачом школы и принимаемым мерам, которые он разрабатывает.Еще одна из забот школьного врача – урок физкультуры. Распределение по физкультурным группам, изменение их в течение учебного года – прямая обязанность медиков.Кроме того, врач школы посещает уроки физкультуры, проводя врачебно-педагогические наблюдения. На уроке он, измеряя артериальное давление и пульс, оценивает адекватность физической нагрузки состоянию здоровья учеников, дает рекомендации преподавателю физкультуры.В нашем Центре образования очень внимательно относятся к питанию детей. Врач не только проверяет доставленное из школьно-базовой столовой детское питание по органолептическим показателям, но и сам присутствует на завтраках и обедах, объясняя детям, почему так важно и чем полезно школьное питание. Именно врач имеет возможность проинформировать работников буфета школы о пищевых аллергиях детей и необходимости возможной замены некоторых видов продуктов.Один из методов профилактики простудных заболеваний – обеззараживание воздуха кварцевыми облучателями закрытого рециркуляторного типа. Помимо кварцевых облучателей в здании работают биполярные ионизаторы воздуха. Режим работы этого оборудования определяется врачом, он же осуществляет контроль.Осенью 2009 года в Москве была эпидемия гриппа. В Центре образования №118 также повысилась заболеваемость острыми респираторно-вирусными инфекциями. Но если по городу превышение порога заболеваемости было почти в 4 раза, у нас это показатель вырос лишь в 2,2 раза.Грамотно проводить санитарно-просветительскую работу также может только врач. Аргументированно, обоснованно он разъясняет родителям и ученикам вопросы вакцинации, профилактики заболеваний, гигиены детей и подростков, рационального питания, рассказывает о правилах подбора школьной обуви, размерах мебели для ребенка и многое другое.Врач в школе незаменим, его работа ежедневна, кропотлива, рассказать обо всем в рамках одной статьи невозможно. Приведу лишь сухие цифры. За 4 года внедрения здоровьесберегающих технологий в Центре образования №118 произошло увеличение количества детей 1-й группы здоровья (практически здоровые) с 12% до 20,4%, при этом стабильно количество учащихся 3-й группы – 7,4-8,7%. Ухудшение в 3-й группе происходило только за счет вновь поступивших детей. Буду искренна, даже мы, врачи, не ожидали такой положительной динамики.Травмы, остановка дыхания, приступ эпилепсии, остановка сердечной деятельности – к сожалению, врачам школ приходится с этим сталкиваться в повседневной работе. Иногда время идет на минуты, и нет возможности дожидаться врачей «скорой помощи». Спасение жизни ребенка оказывается в руках простого школьного врача. Что может быть важнее?Убеждена сама и, надеюсь, убедила читателей – врач в школе должен быть постоянно, особенно в небольших школах, где медицинские работники от учреждений здравоохранения бывают крайне редко. Давайте сделаем так, чтобы врач в школе был всегда.М.ШОРИНА, врач высшей категории, руководитель структурного подразделения ЦО№118
Комментарии