search
main
0

Школе нужно будущее, будущему нужна школа. Конвергентно ориентированные образовательные программы

​Классическая школа всегда была ориентирована на формирование глубоких и прочных знаний, но были ли эти знания применимы на практике? Реальный мир требует новых знаний, способности гибко реагировать на происходящие изменения, умения мыслить нелинейно, находить несколько способов решения в трудной, нестандартной ситуации, управлять людьми и процессами, привлекать как можно больше партнеров, заинтересованных в сотрудничестве. Школы Москвы, реализуя основную образовательную программу, ориентируются на ключевые проекты развития системы столичного образования под девизом «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире!».А что это значит?

Gрежде всего, что изменения, происходящие в сфере наук и технологий, а следовательно, и в общественном развитии, не могут не оказывать влияния на сферу образования. Школа, которая хочет быть востребованной у москвичей, должна быть надежной, способной подготовить выпускника к успешной социализации, к жизни и труду в быстро изменяющемся мире, в мире высоких технологий. Если посмотреть вокруг, то можно с уверенностью сказать: «Будущее уже здесь. Оно просто распределено неравномерно». Каждая столичная школа оснащена современным оборудованием; наши дети живут в мире высоких технологий, они активно используют все возможности информационной среды; их взаимодействие с миром опирается на желание расширить границы своего познания, шагнуть за порог школьного кабинета, взглянуть на мир во всем его многообразии. Техносфера современного столичного мегаполиса уже сейчас активно перестраивается на основе ее базовых составляющих: науки, образования, технологии. Создается принципиально новая техносфера, которая станет органичной частью природы, с одной стороны, и органичной частью образования – с другой.Это открывает перед человечеством большие возможности – синтез достижений по основным технологическим направлениям (био- и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, микромеханика, фотоника, термоядерная энергетика и др.) может привести, например, к созданию квантового компьютера или искусственного интеллекта. Возможен также выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой. Информатизация приводит к перераспределению труда. Мы идем к тому, чтобы повышалось качество жизни людей. Все изменится: машина будет делать трудную работу, человек – умную. Мир будущего меняет школу уже сегодня, значит, нужны новые результаты. Для получения новых результатов необходимы новые возможности. Все это обязывает по-другому взглянуть на целевые установки и содержание основной образовательной программы школы. Главная цель – обеспечение готовности подрастающего поколения к жизни и труду в эпоху конвергенции. Безусловно, изучение разных наук дает возможность ребенку сделать выбор, кем ему стать, – например, историком, химиком или биологом. С другой стороны, методические принципы подачи материала должны быть пересмотрены – науки нельзя изучать обособленно, то есть математик должен помнить о существовании физики, химик – биологии и прочее. Этот подход должен доминировать и на уроках, и в учебниках. Неоспоримо, что образование является неотъемлемой частью культуры, основанием для развития человеческой цивилизации. Оно обязательно для социализации в любом обществе. Но на каждом этапе развития этого общества важно понимание, почему нужны именно эти знания, именно это содержание. Необходим инструмент, который позволит управлять образовательным процессом, который наполнен новыми смыслами обучения, педагогического воздействия и содержанием, учитывающим современные тенденции общественного развития и системы образования в столичном регионе. Этим инструментом должна стать конвергентно ориентированная образовательная программа. Несомненно, что главенствующая роль в выстраивании стратегических подходов к решению непростой задачи – подготовки подрастающего поколения к жизни в мире будущего – принадлежит руководителю образовательной организации и его заместителю. В рамках реализации проекта «Современный заместитель руководителя образовательной организации» и решалась эта важнейшая задача. Мастер-классы, проектные мастерские, круглые столы, стажировочные площадки, семинары, панельные дискуссии, вебинары, стратегические сессии в программе профессиональной переподготовки позволили получить ответы на многие вопросы, волнующие заместителей руководителей, например:1. Что такое конвергентный подход и зачем он нужен?2. Как меняются инструменты управления образовательным процессом при реализации конвергентного подхода?3. Каковы отличительные особенности конвергентно ориентированной образовательной программы?4. Что и как нужно делать, чтобы разработать такую программу и успешно ее реализовать?5. На каком уровне образования программа должна стать конвергентно ориентированной?При разработке конвергентно ориентированной образовательной программы учитывался ряд важнейших факторов: ориентированность на тренды будущего, в том числе профессии будущего; максимальная включенность всех ресурсов урочной, внеурочной деятельности и образовательного потенциала города. Безусловно, надо было определить и стратегические ориентиры в системе управления школой. И наконец, необходимо было оценивать существующие практики и умело использовать их в своей образовательной организации. В процессе обучения участники программы профессиональной переподготовки «Современный заместитель руководителя» приобрели опыт проектирования конвергентно ориентированных образовательных программ и получили возможность усовершенствовать навыки управления образовательным процессом, освоили новые техники эффективного урока.Заместители руководителей посетили 24 стажировочные площадки, где ознакомились с лучшими практиками по созданию конвергентно ориентированной образовательной среды. Слушателями были разработаны 35 проектов конвергентно ориентированных образовательных программ, защита которых состоялась 14 и 17 июня в МИОО. Примечательно, что командный проект выполняли заместители руководителей различных школ. Это позволило определить общую идею, которая может быть реализована на практике в любой московской школе с учетом ее возможностей, потребностей и стратегических ориентиров. Каждый командный проект содержал пояснительную записку к программе, где была обозначена ключевая идея, и программу, в которой эта идея раскрывалась на всех уровнях образования, разработку мероприятия, в котором были отражены практическая направленность, конвергентный подход и значимость для дальнейшего развития школы. В качестве экспертов на защиту итоговых командных проектов были приглашены руководители лучших московских школ. Именно руководитель-практик способен оценить реалистичность и необходимость использования конвергентно ориентированной образовательной программы для развития школы и системы образования Москвы. Каждая из 35 команд заместителей руководителей определила новые точки роста в развитии школы, указав направления взаимодействия всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей, детей. А еще, по мнению заместителей руководителей, конвергентно ориентированная образовательная программа предполагает создание конвергентной образовательной среды, которая составит прочный фундамент для развития системы школьного образования в Москве. Вот как представила одна из команд значение конвергентной среды для образовательной организации, педагогов, родителей, детей.Защита проектов продемонстировала важность формирования командного духа заместителей руководителей школы – по сути, в процессе разработки проектов возникло новое сообщество в системе московского образования «Современный заместитель руководителя». Совместная деятельность этого сообщества по разработке конвергентно ориентированной программы еще раз показала, что главное в системе образования города Москвы – это не соревнование школ друг с другом, а развитие каждой из них!Можно смело утверждать, что конвергентно ориентированная образовательная программа открывает новые возможности для получения новых результатов. Школа с новыми возможностями – это школа, которая нужна будущему. А будущее нужно самой школе. Татьяна ФЕЩЕНКО, доцент МИОО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте