search
main
0

Школам важно быть успешными

О здоровье при этом забывают. Почему?

Во Всемирный день ребенка и Всемирный день педиатра в Москве начала работу 5‑я Европейская конференция школ, содействующих укреплению здоровья. До этого подобные представительные собрания педагогов, медиков, ученых, руководителей образовательных структур, студентов и аспирантов со всей Европы проходили в Греции, Нидерландах, Литве и Дании. И то, что в этом году принимающая сторона – Россия, во многом признание конкретных шагов отечественного образования навстречу здоровой школе. Символично и то, что в названии нынешней конференции – «Здоровье, благополучие и образование: создание устойчивого будущего» – здоровье на первом месте.

Казалось бы, все хотят, чтобы дети росли здоровыми, и нет ни одного взрослого, который бы этого не хотел. Однако на деле все не так уж и просто, признается один из членов научного комитета конференции, профессор из Германии доктор Петер Паулюс. «Школы нас и не ждут особо с нашими программами. Учителя нам говорят, что у них и так много проблем, чтобы еще брать на себя ответственность за здоровье детей. Здоровье школьников не приоритетный тут вопрос. Школы – образовательные учреждения, они не относятся к здравоохранению, у них своя повестка дня, школам важно быть успешными, а не здоровыми», – сетует Паулюс. А между тем, напоминает он еще одну прописную истину, здоровье так же влияет на качество образования, как и образование на здоровье. При этом само здоровье детей, как, впрочем, и взрослых, на всех континентах подвержено сегодня колоссальным рискам, связанным с изменениями климата, социально-экономическими и политическими кризисами, культурными и религиозными разногласиями.

История европейской Сети школ здоровья (SHE) насчитывает более 30 лет. Сегодня в ее состав входят школы 37 стран Европы и Центральной Азии. В некоторых из них 100% образовательных учреждений являются школами содействия здоровью, в некоторых – половина, в отдельных процент таких школ варьируется от 2 до 20. Основные ценности, которые исповедуют школы, содействующие укреплению здоровья, – равенство, устойчивость, вовлеченность, расширение прав и возможностей, демократия. Иными словами, в школах здоровья должно быть учтено и правильное питание, и профилактика травматизма, и обязательная активность детей, и социальные взаимо­связи, и связи со службами здравоохранения, но главное – чтобы каждый, кто хочет, мог учиться в таких школах.

Старт европейской Сети школ здоровья дала Оттавская хартия по укреплению здоровья, принятая в 1986 году. Последнее предложение этого документа лишь подтверждает переживания доктора Паулюса: «…если все слои общества, неправительственные и добровольные организации, органы государственного управления, Всемирная организация здравоохранения и все другие структуры объединят свои усилия по разработке и внедрению стратегий укрепления здоровья, руководствуясь этическими и социальными ценностями, лежащими в основе настоящей хартии, то достижение здоровья для всех к 2000 году станет реальностью». И хотя, по информации докладчика из Финляндии доктора Марьйориты Сорманен, за это время более чем на 50% снизилась детская смертность, к концу 2019 года работы у идеологов здоровых школ еще непочатый край.

Взять хотя бы только один из факторов – то, как школы выглядят и как они оборудованы. По данным исследований, которые провели в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения РФ, 2% российских школ вообще не соответствуют современным образовательным стандартам, 15% не имеют гимнастических залов, более чем в половине школ классы некомфортабельны. В подавляющем большинстве образовательных учреждений недостаточно мест для хранения личных вещей, более чем в половине – мест для отдыха, в 67% – парковочных мест для велосипедов и самокатов. А между тем то же исследование показывает, что желание ходить в школу в два с половиной раза выше у тех учеников, чьи школы все это имеют. «Каждая школа должна найти свой путь с учетом тех региональных, климатических, территориальных особенностей и условий, в которых она живет. Не можем организовать бассейн, но можем организовать площадку для занятий спортом, чтобы воспитывать навыки здорового образа жизни. Можем обеспечить нормальный вид туалетов. Можно даже педагогическими способами снижать влияние негативных факторов, которые никак не уходят из школы: большие нагрузки, избыток информации, большие домашние задания, нерациональная организация каникул», – считает Марина Степанова, заведующая лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков упомянутого выше НИИ. К слову о каникулах. И Марина Исааковна, и ее коллеги, основываясь на научных выводах, утверждают: не традиционная система четвертей, привычная большинству еще с советской школы, а модульная более равномерно чередует учебу и каникулы, нагрузку и отдых, позволяет, не накапливая утомления, спокойно дожить до конца учебного года.

Кроме оборудования школ, актуальны сегодня и проблема организации питания школьников, которая, если говорить о России, хромает даже в Москве, и вопросы, связанные с психологическим здоровьем детей, которое нуждается в наблюдении с самого раннего возраста, и умение взаимодействовать с цифровым миром, роль которого с каждым днем лишь возрастает.

То, что на месте, непосредственно в образовательном учреждении, можно решить многие вопросы, связанные с охраной здоровья и учеников, и учителей, уверены в Земской гимназии, что в Балашихе. Тут уже четверть века школа здоровья. «Наша школа начиналась с уникальной семьи Никитиных, которые здоровье поставили во главу угла всей своей деятельности и своей жизни. Приоритет нашей школы – здоровье и воспитание. И в школу мы принимаем всю семью, у нас, как в загс, все приходят: мамы, папы, бабушки, дедушки. И мы вовлекаем всех в образовательный процесс, рассказываем, что их ребенок будет писать перьевой ручкой, что будет каллиграфия, что будут стоять за конторкой. Мы ярые пропагандисты конторок, у нас с первого по одиннадцатый класс за конторками стоят», – рассказывает директор Земской гимназии Галина Кравченко. По словам Галины Викторовны, только в содружестве всех участников образовательного процесса – педагогов, учеников и их родителей – школа может стать школой здоровья.

Даже учитель-предметник может сделать многое для сохранения здоровья своих учеников, вторит своему руководителю учитель английского языка Земской гимназии Ольга Ширшова. Очень важна атмосфера на уроке, то, как учитель его начинает и какие приемы и методики использует во время урока. «У нас звенит звонок, и мы делаем гимнастику для глаз и для тела. Я, например, делаю это по несколько раз в течение дня. Я целый день стою за конторкой, как за кафедрой, и ощущаю положительный эффект от этого. Не болит спина, она прямая, я даже чувствую себя по-другому. Еще у нас активные рекреации, дети во время перемен могут прыгать через скакалку, играть в классики, ведь они должны двигаться», – говорит Ольга Александровна.

Очень многое в вопросах здоровья школьников зависит от их родителей, с которыми, оказывается, нужно проводить разъяснительную работу, дабы не забывали об элементарных потребностях ребенка в достаточном сне, свежем воздухе и вообще праве на детство. «Для Москвы сейчас характерна перегруженность детей дополнительным образованием. Мы посчитали нагрузку для учащихся начальных классов по дополнительному образованию, оказалось, она превышает вдвое учебную школьную нагрузку. Если школьная нагрузка в начальных классах 23‑25 часов, то с учетом дополнительного образования выходит 48 часов. То есть рабочий день у ребенка больше, чем у его родителей», – говорит Ирина Рапопорт, главный научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «НМИЦ здоровья детей» и профессор кафедры гигиены детей и подростков Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М.Сеченова. Умерить свои амбиции в отношении детей Ирина Калмановна советует не только родителям младших школьников, но и старшеклассников. В погоне за престижными вузами они обрекают своих детей на чрезмерные нагрузки, которые даже чисто физиологически выдержать невозможно.

Одним словом, проблема здоровья детей многогранна и всеобъемлюща. И решать ее нужно действительно всем миром и в содружестве родителей и детей, педагогов и медиков, чиновников и законодателей, ученых и исследователей. Очень компактно и практично сформулировала цели участников 5‑й Европейской конференции школ, содействующих укреплению здоровья, одна из ее участников Ирина Александрова: «И, если в одной школе мы обновим мебель, а в другой починим крышу, это уже будут замечательные шаги, потому что в одних школах не хватает самого необходимого, а в других есть все, но не хватает повышения уровня мотивированности на ЗОЖ. Я думаю, что скоро все школы станут школами здоровья». Во всяком случае, с этим тоже согласны участники конференции, все должны к этому стремиться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте