– Клавдия Андреевна, по традиции, а эта традиция существует не один десяток лет, директора школ, во-первых, считаются главными завхозами, а уж затем главными педагогами. Сегодня этой первой своей роли вам, видимо, еще больше приходится отдавать времени и сил, тем более что ваша школа, несмотря ни на что, выглядит, как и в прошлые годы, с иголочки?
– В самом начале третьей четверти я обычно вместе с хозяйственной комиссией иду по школе. Смотрим, инспектируем, какой и где ремонт необходим, где обычный, а где нужны основательные работы.
На специальном совещании, посвященном этому, мы советуемся, что и как лучше сделать. Затем приглашаю дизайнера и уже с ним обсуждаю, какую краску лучше выбрать, какие цвета больше подойдут для того или иного класса.
А потом, пожалуй, начинается самое сложное: где взять рабочих, где достать необходимые материалы? Если бы у меня не было десятков добровольных помощников, все наши планы можно было считать несбыточной утопией.
Ну а основная рабочая сила – наши старшеклассники. Они работают во время практики. У нас есть строгие правила по технике безопасности, по которым далеко не все виды ремонта разрешаем делать подросткам. Ребята могут красить, штукатурить. За годы директорства я всему этому научилась. Я надеваю халат и консультирую ребят, показываю им, как и что нужно делать. Сила директора заключается в том, чтобы заинтересовать весь коллектив учителей, родителей, учеников. Тогда они с радостью, с азартом включатся в общее дело.
К 1 августа готовность обычно почти полная. Учителей, уходящих в отпуск, предупреждаем: 25 августа кабинеты должны быть сданы. Самая большая трудность для нас – это бассейн и крыша. Своими силами это невозможно отремонтировать. И тут нам помогает Центр подготовки космонавтов.
– Клавдия Андреевна, а теперь вернемся к вашей основной роли руководителя педагогического коллектива.
– В проведении педсоветов мы полностью отошли от шаблона. Та старая форма тормозила мысль учителя, не способствовала его творчеству. Люди обычно отмалчивались, стеснялись что-то предложить.
Наш сегодняшний педагогический совет – это открытый разговор по душам. Никто ничего и никого не боится. Выслушиваются и высказываются порой самые невероятные идеи, которые нередко потом оказываются маленькими педагогическими открытиями.
Мы заранее определяем тему, которую хотели бы обсудить на ближайшем совещании. Все учителя знают о ней, готовятся высказаться. Нередко педагоги сами предлагают обсудить какой-то особо волнующий их вопрос, скажем, сложную ситуацию с ребенком или с родителями своего ученика. И тогда мы сообща решаем какую-то нравственную задачу.
Много нам сегодня приходится, например, прилагать усилий, чтобы никто из детей не чувствовал себя обделенным, несчастным. Нынче среди родителей, а значит, и среди детей особенно заметно расслоение. Мы стараемся, чтобы это не влияло на наш моральный климат, на взаимоотношения между детьми. В каждом классе приходится напоминать о том, что у нас все дети равны, что оценки им ставятся только за знания.
Мне нравится, что наши дети не спешат уходить после уроков, что и во время каникул они с радостью бегут в школу. Значит, им здесь уютно и комфортно. Если им хорошо, значит, мы своей цели достигаем.
– Я знаю, что в вашей школе сложились особые отношения к молодым учителям. Вы помогаете раскрыться каждому. Помню, одна ваша учительница, правда, не очень молодая, сказала однажды: “До встречи с Клавдией Андреевной я и не подозревала о многих своих способностях…”
– Каждому молодому учителю, только что пришедшему в нашу школу, мы с первых дней даем понять, что он долгожданный и полноценный член нашей семьи.
Чтобы они лучше освоились, научились общаться с ребятами, мы, как правило, поручаем им и классное руководство.
В первый месяц работы никто из администрации на урок к молодому учителю не приходит. Каждого нового педагога я как бы пропускаю через себя. Приглядываюсь, стараюсь понять, что есть самого значительного, особого в этом начинающем педагоге, чтобы именно на это опереться и помочь ему засверкать всеми гранями своего педагогического дара.
Вот, скажем, к нам пришла молодая, но уже имевшая опыт работы учительница географии. Я заметила, что она чем-то встревожена, напряжена, внутренне зажата. И я поняла, что прежде всего нужно помочь ей выйти из этого состояния. Потом она сама рассказала, откуда у нее возникло такое состояние: “В двух первых школах мне было очень неуютно. Коллеги относились не очень благожелательно. Да и с детьми не удалось установить контакт. Ваша школа первая, где мне комфортно и интересно работать”.
Да, она сначала боялась, что и у нас ее ждет нечто похожее, что ее и учеников, как и прежде, будет отделять непреодолимая стена. Но здесь, к счастью, все было по-другому с самого начала. Ненавязчиво, осторожно я пыталась ей дать некоторые советы. И она постаралась на первом уроке взять ту определяющую ноту, которая затронула души учеников.
У нас с первых дней наметились с этой учительницей вполне доверительные отношения. Она мне призналась, что и классного руководства побаивается. “А здесь можно начать с родительского собрания. Придумайте нестандартный ход его, постарайтесь, и тогда родители будут активными участниками педагогического процесса”, – подсказала я ей тогда. На этот раз молодая учительница сумела расположить к себе и родителей своих учеников. Помню, они пришли ко мне после собрания, чтобы поделиться своими впечатлениями. Оно их приятно удивило и порадовало. А я тогда сказала: вот вы сами убедились, что к нам пришел талантливый учитель. Вскоре рада была отметить, что новая учительница довольно скоро избавилась от своих страхов, нерешительности, сомнений.
Могу привести пример еще с одной молодой учительницей. Ее я зову просто Юленькой. Она пришла совсем юной, была у нас лаборанткой. Вскоре я ей поручила уроки изобразительного искусства. Теперь она уже заканчивает педагогический университет. Мы ею очень довольны. Ребята считают эту учительницу волшебницей. Им вторят родители: она просто чудеса творит с нашими детьми.
Мне вспоминается урок, на котором я впервые побывала у нее. Вижу, ведет она его очень современно, как этому сегодня учат в педагогическом, что, впрочем, для учителей старшего поколения представляется не уроком, а базаром. Дети во время занятий могут встать, подойти к учителю и свободно задать любой вопрос. Сидят в самых разных позах, разговаривают друг с другом. После урока я поблагодарила Юленьку за урок, не сделав никаких замечаний. Она обрадовалась и пригласила меня на завтра. На что я ответила:
– Спасибо, но не смогу. К тому же вы все-таки, наверное, немного волновались, возможно, что-то из-за меня пропустили. Я, правда, этого не заметила, а вы завтра этими маленькими штрихами займетесь. Пригласите меня в другой раз, когда у вас появится что-нибудь новое. Это хорошо, что у вас на уроке такая свободная обстановка, она помогает приблизить, расположить к себе детей, вы разрушили все преграды, обычно существующие между учеником и учителем. Но может быть, все же нужна некоторая дистанция между вами и ребенком? Чтобы они вас не просто как подружку воспринимали? И еще подумайте, как установить дисциплину, как устранить шум, который вам, наверное, мешает. Попробуйте вместе с ребятами послушать тишину… И она все поняла и поблагодарила за советы, за помощь.
Молодым учителям довольно трудно установить добрые отношения с родителями. Прежде всего потому, что они считают, что родители просто педагогически несостоятельны. И тут я учу их педагогической дипломатии: настоящий дипломат – это тот, кто даже своего врага делает своим единомышленником. Ну здесь врагов нет. И ваша задача состоит в том, чтобы родители стали вашими друзьями и помощниками. Знайте, что и у них есть педагогическое чутье, но оно часто не раскрыто и они о нем не знают в силу своей профессии. А вы должны помочь им.
– Я слышала, что ваш кабинет называют кабинетом психологической разгрузки. Это действительно так или я неправильно поняла?
– Главное, чтобы ребенок, перешагнув кабинет директора, сразу понял, что ему здесь очень легко и свободно дышится. Я никогда не буду с ребенком беседовать, если он стоит перед директорским столом. Я выхожу из-за стола, сажусь рядышком, беру его руку в свою или обнимаю его за плечи и тихо говорю: ну что у тебя случилось, расскажи мне, пожалуйста. И вот именно так с ребенком, да и с учителем легко общаться, легко добиться доверительности, взаимной открытости.
И диагноз в этой ситуации нетрудно поставить, и чаще всего это оказывается “легким заболеванием” и его просто лечить. Бывает, что после беседы с ребенком мне приходится говорить со всем классом, чтобы они поняли своего сотоварища, его особенности и справедливо начали к нему относиться. Дети приходят ко мне с самыми разными вопросами и просьбами. Скажем, посоветоваться, что подарить маме на день рождения или как наладить отношения с учителем, с другом. С самыми неожиданными вопросами обращаются старшеклассники. И меня радует, что дети доверяют мне, что они в мой кабинет приходят запросто, без боязни и стеснительности.
Маргарита КУРГАНОВА
Звездный городок,
Московская область
Комментарии