Школьные каникулы, снежные дни с легким морозцем, свежий воздух – чем не раздолье для активного отдыха и прогулок?! Сколько радости, эмоций и пользы для детского здоровья они приносят! Но каникулы закончились, ребята вновь сели за парты, и начались учебные будни. Как обеспечить им рациональный – прежде всего не вредящий здоровью – режим дня в зимний период? И шире: что такое здоровье школьников и кто несет за него ответственность?
За эти и другие вопросы попытались найти ответ участники выездного практического семинара «Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья», который на базе школы №446 провел Московский институт развития образования. Его участниками стали педагоги Восточного, Северного и Центрального округов столицы.Открывая семинар, директор школы №446 заслуженный учитель РФ Ирина Шахурина подчеркнула, что здоровье учеников всегда должно быть в центре внимания и заботы современного учителя, поэтому в школе, построенной в соответствии с «зелеными» стандартами и открывшей в сентябре 2013 года свои двери для учеников ВАО, наряду с экологией как приоритетным, профильным направлением всей образовательной деятельности во главе угла находятся и вопросы укрепления здоровья учеников. Участники семинара убедились в том, что педагоги школы №446 соблюдают баланс интеллектуальной и двигательной активности учеников на уроке, используют игровые технологии и дистанционное обучение как важный педагогический инструмент и ресурс развития тех ребят, обучение которых проходит в семейной форме.«Наши руки не для скуки!» – таким был лейтмотив мастер-класса, проведенного учителем математики М.Русаковой, в ходе которого педагоги превратились в учеников, дающих ответ на простые (и не очень) математические задачи с помощью… правой или левой руки. Этот нехитрый на первый взгляд прием работы способствует снятию статического напряжения и повышению концентрации внимания на задании. Но самое главное, он может быть использован на всех уроках в работе с учениками любого класса, так как не имеет противопоказаний с точки зрения детской физиологии. Этот важный комментарий к выступлению учителя был сделан известным ученым, доктором биологических наук Е.Дзятковской.Использование игровых форм обучения, основанных на применении ИКТ, обязательно требует контроля со стороны взрослых и дозировки по времени, считает учитель математики Л.Иванова. Конечно, такие формы стимулируют интерес детей к изучаемому предмету, способствуют эффективному усвоению учебного материала, но они имеют определенные ограничения, как и любые упражнения, связанные со зрительной нагрузкой. Л.Иванова представила новый школьный проект – сайт игр и упражнений pluscash.ru, где любой ученик, нажав последовательно клавиши «выбрать предмет», «выбрать задание» и «начать играть», сможет погрузиться в мир «умных» игр.О педагогическом потенциале дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья рассказала учитель экологии и географии школы №446 О.Тимофеева. Возможности информационного пространства LearningApps.org она использует для подготовки заданий и упражнений для детей, находящихся на семейной форме обучения, как правило, из-за каких-либо ограничений в здоровье, а таких учеников в этой школе много. Конечно, в этом случае близким взрослым ребенка необходимо особенно следить за организацией его домашнего учебного места и длительностью его работы за компьютером. Такая работа при правильной ее организации имеет важный положительный результат не только в виде прочных знаний и хороших отметок по предметам, но и формирования учебной самостоятельности школьника.Научная база для работы в области здоровьесбережения школы, впрочем, как и любой российской школы, – это педагогика здоровья, или педагогика управляемых стрессов, считает Е.Дзятковская, которая ознакомила участников семинара с современными подходами к изучению здоровья человека как системному феномену и результату саморегуляции организма и личности, раскрыла роль школьной среды в формировании резервов здоровья разного уровня – физических, физиологических, психоэмоциональных, интеллектуальных, личностных (внутренних) и социальных (внешних). Особое значение проблема формирования ресурсов здоровья сегодня приобретает при организации обучения детей с уже имеющимися ограничениями в здоровье, что должно быть учтено педагогами при постановке и реализации образовательных и воспитательных задач в соответствии с ФГОС. Для поддержки этой работы участники семинара получили электронный «методический портфель» по теме «Укрепление ресурсов здоровья современных школьников».Подводя итоги семинара, где были представлены и практические, и теоретические аспекты проблемы охраны здоровья школьников, директор школы №446 Ирина Шахурина отметила очевидный и активный интерес его участников к обсуждаемым проблемам, пожелала педагогическим коллективам других московских школ успешной работы и партнерства с Московским институтом развития образования в решении вопросов укрепления здоровья школьников.Ольга СТЕПАНОВА, зав. лабораторией МИРО
Комментарии