Не так давно существовала молодежная передача «За стеклом», вызвавшая неослабевающий интерес тинейджеров и брезгливое отторжение взрослых. Напомню, в замкнутом пространстве, открытом телекамерам, месяцами проживали молодые люди обоих полов. Между ними завязывались отношения: они влюблялись, ревновали, сплетничали, ссорились и мирились, объединялись в группы и разбегались. И все это на глазах многомиллионной аудитории телезрителей. Чем дальше, тем больше современная российская школа начинает напоминать эту отжившую передачу.
Школа сегодня призвана быть открытой или, как модно говорить, прозрачной. Ибо родители, равноправные партнеры педагогов, вправе знать, что происходит с их ребенком в стенах образовательного учреждения. Мало того, перед ними открылись реальные возможности влиять на образовательную политику школы, для чего созданы управляющие советы. Электронные журналы и дневники позволяют поддерживать ежедневную связь семьи и школы. Против такой прозрачности нет возражений, ибо школа в идеале должна выглядеть как нарядный стеклянный домик, откровенно обнажающий содержание и условия жизни проживающих там свое детство учеников. Но одно дело мечта, и совсем другое дело – реальная жизнь. В последнее время при размышлениях о возведении стен прозрачной школы мне все чаще приходит мысль о таком строительном материале, как пуленепробиваемое стекло.Открытость школы не должна означать права вторжения на ее суверенную территорию всех кому не лень. На деле это происходит ежедневно и даже ежечасно.Начнем с родителей старшеклассников, которые в силу вынужденных обстоятельств проявляют избыточный прагматизм. Их можно понять: детям сдавать ЕГЭ, от результатов которого во многом зависит судьба молодого человека. Отсюда, с их точки зрения, повышенное внимание школе следует уделять только тем предметам, которые их ребенок выбрал для сдачи экзаменов. Все остальные дисциплины представляются излишней информацией, ведущей к перегрузке учащихся. В разряд «лишних» предметов попадают МХК, история, для тех, кто выбрал технические специальности, география, которую уже почти нигде вузы не ставят в качестве приемного экзамена (даже академии гостиничного хозяйства), – словом, те самые предметы, которые определяют общую культуру человека. Убеждения в необходимости гармонического развития юношества не помогают и воспринимаются как архаичные, несовременные представления об учебном процессе. Во избежание конфликтов некоторые школы идут на поводу у этих настроений, радикально меняя программы и учебные планы. Стоит ли после этого удивляться вопиющей безграмотности выпускников в вопросах истории, культуры и географии, примеры которой так любят приводить СМИ? Но родители – наши партнеры, с которыми следует считаться.По поводу партнерских отношений на память приходит притча. Волки съели зайца. Но, испытав угрызения совести, решили закопать его косточки и поставить памятник. Проблема возникла с надписью на камне. Написать «врагу» – погрешить против истины. Какой же он враг, коль скоро обеспечил волкам пропитание. Написать «другу» – как-то неудобно, учитывая последствия этой дружбы. На камне начертали: «партнеру»! Я не хочу обидеть родителей с их вынужденной житейской логикой, но, на мой взгляд, школа не всегда должна идти у нее на поводу.Особую заботу о нравственном здоровье подрастающего поколения проявляют люди публичные: крупные администраторы, народные избранники, члены Общественной палаты, представители конфессий – все те, кто считает долгом внести свои пять копеек в дело обучения и воспитания молодежи, представляя этот вклад бесценным капиталом. Порой их предложения озадачивают.Так, совсем недавно один из радетелей нравственности выступил с инициативой, призвав все школы в мае провести в одиннадцатых классах уроки трезвости. Как водится, в СМИ развернулось широкое обсуждение этого предложения. Проследить нехитрую логику автора этой инициативы несложно. Приближается праздник Последнего звонка и выпускные вечера, во время которых несознательные подростки могут позволить себе выпить в укромных уголках школы. А посему следует, не дожидаясь неприятных эксцессов, заранее провести необходимую разъяснительную работу о вреде алкоголя.Скажу прямо, такая опасность всегда была, есть и будет, поскольку обычай отмечать праздники обильными возлияниями, укоренен во многих семьях. Массированная атака на эту традицию, помнится, была предпринята на заре перестройки. Тогда в каждой организации, включая школы, были созданы филиалы Общества трезвости, по телевидению демонстрировали образцовые безалкогольные свадьбы, где виновники торжества и гости бодро провозглашали тосты, поднимая бокалы с компотом. Подлинный энтузиазм собравшихся не вызывал ни малейшего сомнения, поскольку крупные планы демонстрировали раскрасневшиеся возбужденные лица. Режиссер одного такого шоу, родитель ученика, доверительно поделился со мной секретом создания праздничной атмосферы на экране. Хрустальные бокалы были действительно наполнены компотом, но в супнице, из которой гости половником черпали содержимое, было то, что надо для поддержания тонуса.Сегодня, когда мы так трепетно относимся к духовным скрепам, отсылая наших воспитанников к первоосновам нашей особой цивилизации, любой хорошо подготовленный ученик знаком с эпизодом из древней летописи, повествующей о выборе веры святым князем Владимиром: «Но вот что было ему не любо: обрезание, воздержание от свиного мяса и питья. И сказал: «Руси есть веселие пить и не можем без того быть».Нет, я отнюдь не считаю алкоголь одной из наших духовных скреп, но принять во внимание интуицию и прозрение сакрального лидера имеет смысл. Доказательством тому полный провал антиалкогольной кампании конца восьмидесятых…Почему я напомнил о недавнем прошлом? Да потому что государство со всем его партийно-государственным аппаратом, действовавшее при массированной поддержке СМИ, с поставленной задачей не справилось. Но, несмотря на этот неудачный опыт, кому-то кажется, что уроки трезвости в одиннадцатом классе произведут переворот в сознании юношества. Насколько мне известно, в некоторых школах (особо чувствительных к сигналам сверху) уже взяли под козырек и внесли в план майских мероприятий уроки трезвости, хотя никаких официальных распоряжений не поступало. Зная нетерпимость молодых к диктату сверху, легко догадаться, что подобная дидактика приведет лишь к обратным результатам: стремлению выпить назло занудным взрослым. Положа руку на сердце скажу, что и сами взрослые примерно так же относятся к государственным установлениям, демонстрируя внешнюю лояльность в присутственных местах, а в частной жизни оттягиваются по полной. Свидетелями тому являются их собственные дети. Вот почему я всегда был против совместных посиделок за столом после выпускного бала, во время которых обязательно найдется доброхот папа, который за спиной начальства (директора и учителей) нальет рюмку-другую своему сыну и его друзьям.Так что же, пустить все на самотек? Конечно, нет. В нормальных школах, каких немало, параллельно с завершающим этапом подготовки к итоговой аттестации, где каждое занятие на счету (и это еще один аргумент против вставных и бессмысленных уроков на отвлеченные темы), идет напряженная творческая работа. Создаются и воплощаются на сцене сценарии искрометных капустников, проходят репетиции выпускных балов, где соответственно торжественному моменту выпускники и учителя должны вместе пройти в торжественном полонезе, юноши вальсировать со своими мамами… Да мало ли что можно придумать, ведь праздник тогда праздник, когда человек создает его себе сам. И тогда торжество не сводится к пресной официальной части с казенными речами и обильному застолью, а эмоциональный накал и пьянящая атмосфера уникального события в жизни каждого подростка не требуют искусственного подогрева. Могут возразить: а как же поступать в других школах, где не ведется серьезная воспитательная работа? Их тем более не спасут уроки трезвости. Да разве в них одних дело? Получаю письма и звонки от коллег из территорий. Как из рога изобилия в школы сыплются подобные предложения из различных ведомств: провести специальные занятия по соблюдению налоговой дисциплины, патриотизму, сортировке мусора и т. п. Если стремиться выполнить весь этот вал мероприятий, то у педагогов не останется ни сил, ни времени на содержательный контакт с ребенком. Личность ребенка не собирается из пазлов, она целостна. Воспитанный и порядочный человек и налоги заплатит, и мусор рассортирует как надо. Вывод: каждый должен заниматься своим делом и по возможности не мешать профессионалам вести тонкую, кропотливую работу воспитания.Увы, вторжение на суверенную территорию школы сегодня совершают не только публичные люди, скорее всего в целях самопиара (это было бы еще полбеды), но есть темные силы и пострашнее. Их наглое проникновение заставляет всерьез задуматься о возведении стен школы из пуленепробиваемого стекла….В относительно благополучные годы семья взяла в банке ипотеку, она учительница, муж бизнесмен, сейчас потерявший работу. Возникла дебиторская задолженность. И тут в бой вступают коллекторские агентства, специализирующиеся на внесудебном взыскании долгов. Казалось бы, это частное дело семьи, при чем тут школа? Но не тут-то было. Объектом атаки становится администрация образовательного учреждения. Начинается телефонный террор. Блатная лексика выдает в абонентах людей решительных, готовых добиваться своей цели любыми средствами. Они требуют встречи (назначают стрелку), в их распоряжении полная база данных, домашние адреса и телефоны, состав семей. Школа ведь прозрачна во всем, включая зарплату каждого педагога, которая, как говорят, скоро должна быть опубликована на сайте школы. Прямых угроз пока не поступает, но непрерывные ночные звонки по домашнему телефону завучу (одинокой женщине) едва ли прибавляют ей здоровья. Мне, как мужчине, чье послевоенное детство прошло в московских подворотнях, проще: могу и послать. Чего добиваются эти отморозки? А вдруг администрация дрогнет и во избежание неприятностей станет доплачивать злополучной учительнице из стимулирующего фонда (он ведь тоже прозрачен) на покрытие ее долговых обязательств. Пробовал проконсультироваться у родителей, работающих в спецслужбах. Получил обескураживающий ответ. Закон о деятельности коллекторских агентств Государственной Думой не принят. Банки, пользующиеся их услугами, за методы выколачивания долгов ответственности не несут. Если отсутствуют прямые угрозы, мы ничего не сможем сделать, в лучшем случае – по вашему и заместителя заявлению подключить телефоны на прослушку. В общем, все как в миниатюре А.Райкина: «Вот убьют, тогда придете с заявлением». И я в очередной раз задумался о том, может ли быть прозрачной школа в непрозрачном социуме и государстве.
Комментарии