Сегодня, наверное, нет ни одной школы в Москве, которая бы не участвовала в том или ином международном образовательном проекте. Уже давно никого не удивляют культурные обмены, образовательный туризм стал нормой нашей жизни, появляются интересные дистанционные проекты, совместные фестивали, конкурсы, обучающие программы и другие формы работы. Международные обмены перестали быть экзотикой, а общение наших детей со сверстниками из других стран давно стало нормой.
Зачем же нужны школьные международные проекты, если многие семьи сегодня вместе с детьми выезжают на отдых в разные страны, путешествуют, принимают друзей и обмениваются информацией с помощью электронных ресурсов? Что получают наши дети, участвуя в международных проектах от поездок, знакомств, обмена информацией? Насколько это меняет их представление о мире, о роли нашей страны, ее значимости в решении мировых проблем? Как принимают наших учеников сверстники за рубежом, как наши дети позиционируют себя, как формируют отношения, учатся дружить, насколько свободны в общении, как представляют свой город, страну? Нас волнуют эти вопросы, тем более что ответы на них значительно изменились за последние несколько лет и постоянно продолжают меняться. Мы открыты миру, умеем дружить, хотим сотрудничать и вместе обсуждать волнующие вопросы. Для нашей школы, где углубленное изучение английского языка начинается с первого класса, общение с носителями языка особенно важно. Уже в средних классах учащиеся, выезжая в Англию по международному проекту «Оксфордское качество», могут понимать собеседников, задавать вопросы, поддерживать беседу по многим темам, высказывать свои суждения. В средней и старшей школе, когда большинство учащихся знают иностранные языки на продвинутом уровне, подтвержденном международными сертификатами, участие в международных проектах становится частью нашей образовательной программы. Мы гордимся нашими детьми, которые, приезжая в любую зарубежную страну, язык которой изучается в школе, уверенно себя чувствуют, свободно общаются, шутят, активно участвуют в беседах. Мы не всегда это можем сказать об учениках наших партнеров из многих европейских стран, которые, как правило, знают свой язык и немного английский. В нашей школе изучают кроме английского испанский, французский, немецкий, итальянский языки, и активное их использование одна из важных задач международных проектов. Поэтому мы разработали и реализуем круглогодичные программы участия школьников в проектах с образовательными учреждениями Англии, Испании, Германии, Болгарии, Китая, а совсем недавно организовали сотрудничество с лицеем города Тренто, расположенного на севере Италии. Темы проектов подбирают учащиеся совместно с учителями, обсуждают на заседаниях школьной академии наук, в лингвистическом клубе, во время вебинаров с зарубежными партнерами. За последний год к проектам по экологии, толерантности, молодежным культурам добавилась тема изучения русского языка, причем интерес к русскому языку возрос у всех европейских коллег, а предложения по сотрудничеству от многих школ начинаются именно с желания лучше овладеть русским языком, приобщиться к культуре России, приехать в Москву. Еще раз мы убедились в этом, когда в апреле 2013 года принимали делегации учителей и школьников из Италии и Болгарии. И учителя, и учащиеся просили провести для них побольше уроков по русскому языку, говорили, как это для них важно. Свой интерес молодые итальянцы связывали с профессиональным определением, стремлением связать свой профессиональный выбор, свое будущее партнерскими связями с нашей страной. Учителя рассказывали о выборе профессий многих учеников в туризме, бизнесе, образовании, медицине, все это может быть интересно в России и с участием российских партнеров. Наши болгарские коллеги попросили провести для них цикл уроков по русскому языку с использованием дистанционных технологий, а в свой следующий приезд обещали порадовать знанием стихов Пушкина, которого знают и очень любят. Мы запланировали разработку новых курсов по изучению русского языка для учителей наших партнерских программ и будем с ними вместе общаться по Skype, проводить интернет-уроки, семинары, выкладывать материалы на нашем общем электронном ресурсе.Повышение интереса к культуре, истории и традициям – это проявление уважения к стране. Когда мы показывали нашим коллегам Москву, мы испытывали гордость за наш город, видя, с каким восхищением воспринимают все окружающее иностранцы.В нашей школе уже много лет работает музей «Память поколений». Его создали и пополняют сами учащиеся, вместе с родителями собирая материалы о своих близких родственниках и знакомых людях, погибших в годы Великой Отечественной войны, о ветеранах, живущих сейчас, о людях разных национальностей, защитивших нашу страну в тяжелые военные годы. Когда наши гости увидели, как бережно хранится память поколений в нашем музее, они решили, что сделают такие музеи у себя в школах, потому что память о подвиге страны начинается с памяти о подвиге человека, с понимания своих корней, а гордость за свою страну – с гордости за своих близких.В нашем музее есть традиция – готовить к каждой годовщине Победы новую театральную постановку о героях Великой Отечественной войны по произведениям известных писателей и драматургов. Ребята сами решают, какой спектакль ставить, пишут сценарий, продумывают декорации, а первыми зрителями всегда бывают ветераны, родители учащихся, учителя и ученики всей школы. В подготовке спектаклей участвуют все классы – от маленьких до самых старших, родители, ветераны, артисты профессионального театра, с которым сотрудничает школа. В этом году на школьной сцене была поставлена повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие», а в числе гостей были наши партнеры по международному проекту из Италии и Болгарии. Конечно, дети очень старались, волновались, но спектакль прошел с большим успехом, а в следующем году все участники проекта договорились делать новый спектакль сообща, на разных языках. Наши итальянские друзья рассказали о своем спектакле, который они обязательно привезут в Москву. «Это спектакль «Моя дорогая Анна» о стремлении к миру и жизни, о людях, переживших войну и сохранивших любовь», – увлеченно рассказывала координатор проекта Надежда Кулятина, которая больше 20 лет живет в Италии и многое сделала для популяризации русского языка и культуры, объединения наших соотечественников, живущих в итальянском городе Тренто. -Спектакль основан на письмах 77 итальянских солдат, погибших в Сталинграде в годы войны. Этот спектакль – дань памяти павшим, как советским, так и итальянским гражданам, всем, кто был втянут в эту войну и погиб. Режиссер-постановщик – итальянец. Он нашел книгу, в которой были опубликованы письма итальянских военных с русского фронта, пришел ко мне и сказал: «Синьора Надя, мне очень хочется поставить этот спектакль. Давайте это сделаем вместе». Там есть такой эпизод. Жена пишет мужу на фронт: «Дорогой Карло! Я так жду тебя! Мы все тебя ждем, а когда ты вернешься, ты наконец-то сыграешь нам на рояле. Мы так соскучились без твоей музыки!» А он ей отвечает: «Моя дорогая Анна! Уже два месяца, как у меня после ранения нет пальцев». Спектакль поставлен на итальянском и русском языках и звучит в сопровождении мужского хора, что особенно эмоционально воспринимается зрителями, а среди артистов есть несколько русских ребят, живущих сейчас в Италии. Им особенно важно не потерять свои корни, знать и помнить свою культуру. Мы решили, что в нашем проекте будет отдельное направление для наших соотечественников за рубежом. Уже летом мы пригласим их в наши профильные лагеря, а зимой по приглашению наших итальянских друзей организуем совместный лагерь в горах итальянских Доломитовых Альп. В ближайших планах нашего проекта организация международного фольклорного фестиваля, участие в международном песенном и хоровом фестивале «Звучит Москва», программе «Диалог культур». Большой интерес проявили гости к организации в школе дополнительного образования. Наш хореографический ансамбль «Вертикаль» победитель многих городских, российских и международных конкурсов, поэтому неудивительно, что его выступление было встречено овациями. Гостям было интересно, что учащиеся занимаются в двух, трех, а иногда и большем количестве кружков, которых в школе более 30. В рамках сетевого проекта радушно принимали гостей школы Северного округа №141, 251, 1223, 1409, 1251, где изучают итальянский язык. «Как хорошо знают ваши дети итальянский язык!» – удивлялись наши гости. А когда мы привезли их в государственное учреждение дополнительного образования округа «Радость», где школьники играли на органе, исполняли классическую и современную музыку, пели отрывки из опер известных композиторов, искренне сказали, что по-доброму нам завидуют. Детские хоровые коллективы этого учреждения действительно восхищали слушателей по всему миру, многократно были победителями международных фестивалей и конкурсов.Наши гости из Италии изучают в лицее как общеобразовательные предметы, так и предметы профессиональной направленности. Узнав, что наша школа сотрудничает с Московским государственным институтом индустрии туризма имени Ю.А.Сенкевича, ребята попросили организовать для них встречу с преподавателями и студентами института, ведь многие из них готовятся к профессиям в туристическом бизнесе. Встреча прошла с большой пользой для всех участников и завершилась подписанием договора о намерениях дальнейшего сотрудничества, проведении стажировок для студентов в Москве и Италии, организации дистанционных курсов по изучению русского и итальянского языков. Интересно прошло обсуждение международных программ института, о которых рассказал ректор Александр Яндовский.Наши друзья восхищались учебными кабинетами школы, количеством компьютерной техники, современного оборудования, оснащенностью спортивных залов. Дети с удовольствием провели дружеский матч по футболу на школьном стадионе.Когда в последний вечер перед расставанием мы собрались, чтобы подвести итоги и наметить перспективы совместной работы дальше, нам было о чем говорить и что обсуждать. Заранее мы договорились, что учащиеся подготовят презентации и расскажут каждый на языке партнеров о своем городе, стране, о том, что считают самым важным, чем гордятся. Мы видели, с каким интересом слушают и смотрят учащиеся презентации друг друга, с удивлением находят много общего и стараются поддержать друг друга словами одобрения и поддержки, иногда перескакивая с одного языка на другой, стремясь быть понятнее. А все участвующие в проекте учителя говорили о дружбе и сотрудничестве между нашими странами, если дети будут начинать эту дружбу и сотрудничество уже в школах.Ирина ХАРИНОВА, директор школы №1315
Комментарии