search
main
0

Школа в большом городе. Вызовы и ресурсы развития

​Государственной программой города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») на 2012-2018 годы» перед московскими школами поставлена задача по изменению образа молодого москвича. «Это человек, не только обладающий необходимым для человека XXI века набором знаний, умений и навыков, позволяющим ему быть успешным в жизни и профессии независимо от социального статуса и отрасли приложения сил, постоянно совершенствоваться в течение своей жизни, получая новые компетенции, но и соответствующий традиционному для России культурному коду».

Достичь целевых показателей, определяемых образовательной политикой государства, и удовлетворить все потребности детей и их родителей в одиночку школа сегодня не может, в то время как партнерство и открытость к социальному взаимодействию дают школам необходимые для этого ресурсы. Открытость образовательной среды становится в последнее время естественной «рамкой» повышения эффективности и качества работы школ, а ее элементы – метапредметность, интерактивность, мобильность и проектный подход – органично вписываются в тенденции расширения взаимодействия школы с социальной средой и в полной мере соответствуют требованиям ФГОС к образовательным результатам. Именно поэтому инструментом достижения целей, поставленных перед современной школой мегаполиса, должно стать систематичное использование потенциала социокультурной среды города в образовательном процессе. В этом контексте наличие у школы стратегии сетевого взаимодействия является, по мнению многих исследователей, одним из наиболее продуктивных подходов, ведущих к повышению качества образовательных результатов и развитию высокого уровня гражданской позиции у учащихся школ.Проводимое экспертами Института общественных наук РАНХиГС исследование показывает, что наиболее успешными становятся те школы, которым удалось сформировать комплексную стратегию взаимодействия с социокультурной средой, где учебные и внеучебные формы работы рассматриваются как одинаково необходимые элементы школьного образования. Руководители таких школ своей основной целью видят не только и не столько достижение формализованных образовательных результатов (баллы ЕГЭ, победы на олимпиадах, процент поступления в ведущие вузы), но и развитие целостной, творческой, самостоятельной личности. Немалое значение здесь имеет формирование партнерских связей, сетевых образовательных процессов, равнонаправленных как на профессиональную ориентацию учащихся, так и на метапредметное развитие. В подтверждение наших выводов приведем опыт некоторых успешных московских школ, являющихся лидерами открытого социокультурного взаимодействия с мегаполисом.Опыт школы №1535 в полной мере доказывает, что при грамотном выстраивании партнерских сетевых взаимодействий, развитии внеучебной деятельности можно достичь выдающихся результатов. Профильные классы лицея №1535 создаются в партнерстве с ведущими вузами Москвы (МГУ, ГУ ВШЭ, Первый московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова). Для формирования осознанных профориентационных запросов организован «Карьерный навигатор», отлажена система работы с одаренными детьми (элективные курсы, индивидуальные траектории). Школа тесно взаимодействует с крупнейшими библиотеками и музеями Москвы, сотрудничает с благотворительными организациями, что значительно повышает эффективность социализации учащихся.Не менее интересен опыт «Второй школы». Основной профиль школы – физико-математический, но кроме этого в школе развита система дополнительного образования по разным направленностям: естественно-научная, социально-педагогическая, техническая, физкультурно-спортивная, художественная. В школе множество предметных и прикладных кружков, факультативов, творческих студий, спортивных секций, проводятся Всероссийская заочная многопредметная, вечерняя многопредметная и летняя математическая школы, школа творчества и творческие лагеря на протяжении всего календарного года (в общей сложности более 50 детских объединений). Школа поддерживает тесные связи с МГУ имени Ломоносова, НИУ МИФИ, МФТИ, МПГУ, МГПУ.Таким образом, мы видим, что успех современной школы напрямую коррелирует с развитием социокультурных связей «школа – город», когда многомерность и сложность взаимодействий с мегаполисом преобразуется из трудновыполнимой задачи в неисчерпаемую ресурсную базу. Заметим, что сетевые программы являются необходимым, но не достаточным условием успешного развития школы, нужны серьезные инвестиции в трансформацию внутренней среды школы и ее интеграция во внешнюю среду мегаполиса.В этом контексте интересен опыт СУНЦ имени А.Н.Колмогорова Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Большинство учащихся проживают непосредственно на территории университета и, таким образом, погружены в соответствующую образовательную среду: система обучения в СУНЦ близка к университетской; занятия в форме лекций и семинарских занятий дополняются системой специальных курсов, факультативов, кружков и клубов. При этом школа имеет прочные связи с лучшими театрами и музеями Москвы, постоянной практикой являются автобусные экскурсии и туристические походы, спортивные состязания. Все это делает обучение интересным и увлекательным, а образование по-настоящему открытым.Синергетический эффект от интеграции внутренней и внешней среды выражается в повышении популярности школы для местного сообщества, о котором можно судить по оценкам и отзывам в интернет-пространстве, а также в очевидном включенном расширении ресурсов и возможностей школы в реализации концепции ее развития.Так, например, формирование виртуального пространства школы начало складываться благодаря интересу жителей современного мегаполиса к построению индивидуальных образовательных траекторий. В этом смысле важен опыт школы №548 «Царицыно». Ключевыми концепциями этой образовательной организации являются «персонализация в обучении и воспитании, поддержка и сопровождение обучающихся, имеющих выраженную мотивацию и возможности для высоких учебных и познавательных достижений, устойчивое формирование у обучающихся резильентности – способности достигать высоких результатов, преодолевая жизненные трудности». Последняя задача тесно связана с развитием ИКТ-среды, что обеспечивает устойчивый эффект персонализации образования, возможность в удобное время, в удобном темпе и в удобном месте создать модель школы без образовательных тупиков.В современных социокультурных и урбанистических исследованиях и практиках часто обсуждается понятие «третьего места» (англ. the third place) – части городского пространства, которая не связана с домом («первое место») или с работой («второе место»). Классическими в урбанистике примерами «третьего места» считают кафе, клубы, парки, библиотеки. Опыт лучших московских образовательных организаций показывает: школа одновременно является и местом основного действия (образование), и оператором социокультурного взаимодействия местных сообществ и организаций (открытая среда). Это серьезная заявка на еще один формат «третьего места», которая открывает перед московскими школами новые перспективы развития и постепенного становления их статуса как операторов социокультурной жизни столицы. Конечно, для этого требуется понимание и реализация некоторых условий. Если школа не ограничивает свои цели узкими рамками достижения формальных показателей, но развивает реальные и виртуальные сетевые связи с ресурсными для себя партнерами, умножает форматы непрерывного образования для всех категорий населения, такой статус представляется вполне реальной перспективой.Все успешные школы Москвы достигают высоких образовательных результатов и реализуют стратегию широкого социокультурного взаимодействия с ресурсными для себя организациями и местным сообществом. При этом такие школы существенно отличаются друг от друга и по мере развития формируют все более уникальную образовательную среду. Однако есть и общая для таких школ тенденция: успеха добиваются именно те школы, сложность и комплексность которых соответствует сложности и комплексности жизни в мегаполисе. Только в этом случае город становится для школы настоящим образовательным ресурсом.Анастасия ДАНИЛОВА,Наталья КРАСОВСКАЯ,Институт общественных наук РАНХиГС

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте