108-й пункт за день
Почему женщины-руководители сильнее коллег-мужчин
Гость “Директорского клуба” – начальник Южного окружного управления Московского комитета образования Нина Григорьевна МИНЬКО неоднократно выступала на наших страницах. На этот раз, отвечая на вопросы студентов Московского городского педагогического университета, слушателей группы “Педагогическая журналистика”, она раскрывает секреты успехов руководителя, делится своим взглядом на проблемы образования города и страны. Кроме того, на этой полосе представлены три интересные программы, которые реализует округ и чей опыт может быть полезен коллегам из регионов.
– Нина Григорьевна, Южный округ – самый большой в Москве. Вам труднее работать, чем руководителям управлений образования других округов?
– Помните фильм “Москва слезам не верит”? Там главную героиню спрашивают: “Сколько у тебя в подчинении?” Она говорит: “Три тысячи”, а на вопрос, как она с ними справляется, отвечает: “Когда с пятнадцатью разберешься, тогда и десять тысяч не страшно”. Поэтому иногда даже забываешь о том, что у тебя 556 образовательных учреждений, а в двух соседних округах в два и в четыре раза меньше.
– А как вам удается совмещать семейную жизнь с такой напряженной работой?
– Муж, семья – это мой тыл. Мне стыдно признаться, но домашними делами я почти не занимаюсь. Пока сын жил с нами, они с папой делали дома все “от и до”. Я приходила домой уставшая после работы, как в реанимационную палату. Теперь сын женился, живет со своей семьей отдельно, поэтому мой муж в доме – это все.
А вот в субботу или воскресенье (два выходных подряд у меня не бывают свободными) я с удовольствием задаю супругу вопрос: “Что тебе приготовить в течение дня?” Муж обычно бывает очень рад, составляет меню, я все готовлю сама и зову его уже только к накрытому столу.
– Вы в семье тоже руководите?
– Мне кажется, что да. Впрочем, одинаково, наверное, люблю и руководить, и подчиняться.
– Вообще женщине-руководителю сложнее работать?
– Я считаю, что женщины-руководители сильнее руководителей-мужчин. Мы к работе относимся с большей отдачей, большим вложением своих собственных сил – не уйдешь с рабочего места, пока пункт 108-й за день не будет выполнен.
– Любовь Петровна Кезина в интервью “Учительской газете” высказала мысль о том, что необходимо вывести своеобразную “формулу успеха” руководителя. Как бы вы ее сформулировали?
– Глубоко и по-настоящему любить то, чем ты занимаешься. До последней клетки нужно отдаваться своему делу. От этого, мне кажется, все зависит. Когда я вижу отражение того, чего хотела, в глазах детей, учителей, руководителей, – это и есть моя “формула успеха”.
– А кем вы мечтали стать в детстве?
– 1 сентября 1957 года, когда я пришла в первый класс, моя учительница Мария Дмитриевна задала всем ученикам один и тот же вопрос: “Кем вы собираетесь быть?” Я объявила: “Хочу стать либо балериной, либо учительницей”. Балериной потому, что к тому времени уже два года занималась балетом, ну а учительницей… потому что хотелось быть учительницей. К сожалению, Мария Дмитриевна не дожила до того дня, когда я действительно стала педагогом.
– Мы уже говорили о том, что Южный округ – самый большой по территории, значит, и проблемы должны быть немалые. Какая самая острая?
– Вы знаете, их так много, очень трудно вычленить какую-либо одну из целого клубка проблем. Могу показать свой дневник, который начала вести еще будучи директором школы и продолжаю сейчас уже в качестве начальника учебного округа. Все проблемы записаны под отдельным номером: маленькие или большие, для глубокого анализа или сиюминутного решения. На данный момент их в моих записях 262.
Вот, например, недавно узнала, что много детей не посещают школу, торгуют с мамами и папами на рынках, сидят дома с младшими братьями и сестрами. Удивительно, но родителей такая ситуация устраивает, да и дети не сопротивляются! Разве не острая проблема для руководителя образования?
По мере решения проблем я их, конечно, вычеркиваю, а новые записываю в список, и так до бесконечности.
– Нина Григорьевна, как вы относитесь к проекту введения двенадцатилетнего образования?
– Когда впервые пытались начать обучение детей с шести лет, я была директором школы в нашем Южном округе. Помню, провела анкетирование родителей по этому вопросу. Моя школа – самая большая в Красногвардейском районе, в ней учились 2300 детей; еще одной такой в городе не было вообще. Из всех родителей только двое подтвердили правильность раннего начала обучения. Как оказалось впоследствии, это мнение на самом деле никого не интересовало, хотя на словах декларировалось: “Давайте проанкетируем! Давайте узнаем, что думает народ!”. Я узнавала у своих коллег из соседних школ – там тоже все были против учебы с шести лет. Тем не менее проект был введен. И сейчас ничье мнение не интересует тех, кто уже начал внедрение двенадцатилетки. Так что выскажу я свое отношение или нет – к сожалению, ни на что это не повлияет.
Я считаю, что вопрос сегодня не проработан. Он еще не увязан с Министерством обороны, будут ли отодвинуты для мальчиков сроки воинской службы. Мы сегодня говорим о ранних браках, значит, многие будут бросать школу из-за семьи. С введением 12-летки у нас забот только прибавится. Тем не менее с 1 сентября 2000 года вся Москва переходит на программу начальной школы 1-4. Это, с моей точки зрения, более спокойный вариант, он больше нужен нашим детям, потому что без гонки можно с ребятами заниматься не три, а четыре года. Согласитесь, ненормально, когда ребенок заканчивает третий класс и… становится пятиклассником.
– Вы сторонник или противник платного образования?
– Негосударственное образование сегодня решает очень много задач. Другой вопрос, когда речь заходит о сумме оплаты. Но если даже после кризиса 17 августа дети из этих школ не ушли, то, значит, их услуги востребованы. Хотя размер оплаты шокирует, но детей же там по-прежнему море, конкурс – и какой конкурс!
– А платные услуги в обычных школах – как с этой проблемой сейчас обстоит дело?
– Дополнительные платные услуги в наших школах сегодня есть. Все условия их предоставления, которые обозначены Московским комитетом образования, я хочу думать, наши школы выполняют. Брать деньги с родителей за предметы, которые сегодня являются составной частью базисного, обязательного, оплачиваемого государством учебного плана, категорически запрещено. Но если группа родителей говорит: “Мы хотим, чтобы наши дети учили латынь и чтобы не ездили далеко из Орехово-Борисово в центр или, не дай Бог, на противоположную окраину города”. При этом школа может пригласить искомого преподавателя латыни, почему во дворе собственного дома не учить латынь?
– Как решается у вас в округе вопрос озеленения школьных участков?
– К первому сентября будут подведены итоги московского конкурса “Лучший школьный дворик”. Мы тоже представляем два своих дворика (между школами ?? 997, 867), аналогов которым у нас в Москве ну уж точно не было. Там готовится пионарий с разными сортами пионов, пчельник, площадка для занятий астрономией и биологией. Префект выделил деньги на открытие рядом с одним из двориков спортивно-оздоровительного комплекса. В первую половину дня посещение для детей будет бесплатным, вторая половина дня – для всех желающих, и посещение будет платным. На эти деньги и будет содержаться комплекс. Также мы совместно с префектом округа реализуем проект, по которому ребята из профучилищ ремонтируют подъезды домов, а школьники могут проявить свое творчество в разработке дизайна, оформления.
– Скажите, вас не беспокоит, что в вашем округе всего лишь два вуза, плохо это или хорошо?
– Вот через дорогу МИФИ, существует еще негосударственный Психолого-социальный институт, с которым очень тесно сотрудничаем. Плохо или хорошо? На заседании правительства по сотрудничеству вузов и школ Москвы при анализе выясняли, какой округ в качественном и количественном отношении работает неплохо в этом направлении. Мы оказались на втором месте, а, например, Северный округ, где 22 высших учебных заведения, не на первом, не на втором и даже не на третьем. У нас вуз один, и относимся мы к нему бережно. Из 182 школ – 101 связана с высшими учебными заведениями договорами, выпускные экзамены в школе являются вступительными в вуз и т.д. Так что территориальная привязка вуза здесь не показатель.
– Нина Григорьевна, какие сильные стороны вы отмечаете в работе других учебных округов города и какие моменты, на ваш взгляд, требуют более серьезного к себе подхода?
– Московским комитетом образования регулярно проводятся семинары между представителями учебных округов столицы, где каждый округ может поделиться своими проблемами и положительным опытом работы. Мы, начальники округов, люди самолюбивые и стараемся перенести на свою территорию максимум положительного опыта соседей. Так, например, на последнем семинаре в Северном округе я взяла для себя на рассмотрение два конкретных вопроса и в тот же день навела справки об их состоянии у нас. Так что сотрудничество внутри московского образования ведется активно и, я уверена, приносит должные плоды.
– Нина Григорьевна, подводя итог нашей беседе, скажите, о чем вы сейчас мечтаете?
– Мне не раз задавали этот вопрос. Я, наверное, мечтаю только об одном. Чтобы каждый ребенок, независимо от того, какой он – способный или менее способный, здоров или имеет ту или иную патологию, нашел в системе образования, да и в жизни вообще такое место, чтоб ему было комфортно. Чтобы он был любим, чтобы для взрослых стал самым главным человеком. Но, вы понимаете, мечты и реальность разнятся сегодня. Повернуть сознание учителя, который перестал бы внушать ребенку: “Нет, милый, я все равно математику или физику знаю лучше, чем ты”, очень сложно.
Я много лет преподавала русский язык и никогда не соревновалась с ребенком – неизвестно, способен он знать твой предмет лучше или не способен. Иногда я понимала, что даже если буду заниматься только этим, проблемным, ребенком, все равно его русскому языку не научу. Поэтому моя задача-минимум была в том, чтобы он каждый день с радостью приходил на урок и чтобы мой урок оставался самым любимым для него. Положишь ему руку на плечо, и даже если он сказал все на сто восемьдесят градусов наоборот (ну не дано, что же теперь делать?): “Саша, ты сегодня необыкновенен, такое мне удовольствие доставил как учителю”. Наутро мама ко мне приходит и говорит: “Нина Григорьевна, что вы с Сашей сделали?” Я говорю: “А что такое?” “Весь вечер про вас говорил”. – “А почему?” – “Он рассказал, как он сегодня отвечал на уроке”.
Надо перестать травить детей, разобраться в их возможностях и невозможностях и принять к сердцу, наверное, самую традиционную формулу – каждый ребенок талантлив. Я доказать это могу на чем угодно, примеров предостаточно. Понимаете, каждый ребенок талантлив!
Екатерина ГРУЗДЕВА,
Данила ДАНИЛОВ,
Дмитрий КУЗНЕЦОВ,
Екатерина ТОЛМАЧЕВА,
Оксана ОРДИНА,
Екатерина РОДИОНОВА.
Подготовил Сергей САФРОНОВ
Комментарии