В Московском городском педагогическом университете создана Высшая школа управления, которая занимается подготовкой менеджеров образования. Такие учебные заведения в России наперечет. Об особенностях нового структурного подразделения МГПУ рассказывает его руководитель, проректор университета Юрий Викторович Фролов. Интересно, что до своей работы на этой должности он попробовал себя во многих специальностях, в том числе предпринимательских. Выпускник технического университета, Юрий Викторович знает науку управления не только с теоретической, но и практической стороны, а педагогика стала для него призванием.
– Идея создания высшей школы управления принадлежит ректору МГПУ Виктору Васильевичу Рябову и проректору Николаю Петровичу Пищулину. Они предложили создать подразделение в университете, целью и задачами которого является повышение квалификации и переподготовка кадров руководителей для системы образования. Во-первых, государственных служащих, которые работают в органах управления образованием. Во-вторых, директоров образовательных учреждений разного уровня.
Эта задача достаточно новая. Сегодня только предполагается ее комплексное решение на федеральном уровне. А у нас в МКО уже существует такая структура.
– Что было положено в основу при разработке модели обучения? Использовался ли зарубежный опыт?
– На первом этапе нам очень сильно помог Московский комитет образования, его кадровое управление, прежде всего Любовь Ивановна Ермаченко. Она познакомила нас с руководителями кадровых служб мэрии, которые помогли найти преподавательские кадры. Потом, в процессе общения с людьми, начала выкристаллизовываться концепция этих курсов.
Вся программа построена на модульном принципе. Одни модули повторяются и являются общими для разных категорий управленцев, другие – разрабатываются для определенных категорий с учетом их потребностей. Тематика курса синтезируется из многих кусочков, как мозаика. Ориентируясь на функциональные обязанности управленцев, мы видим, какие вопросы им важно изучать.
Палитра тематики курсов пока невелика – “Государственная служба и кадровая политика в системе образования”, “Управление персоналом образовательного учреждения”, “Авторитет и имидж руководителя в системе образования”, “Правовое и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности образовательных учреждений”, “Управление человеческими ресурсами и качеством образования”. Формы занятий разнообразны – деловые игры, компьютерная диагностика. Есть даже возможность посмотреть на себя со стороны и избавиться от вредных привычек в поведении. С помощью видеокамеры и наших преподавателей, естественно.
Наша задача не в том, чтобы насытить руководителей новыми знаниями. За короткий период времени мы как бы приоткрываем новый горизонт перед ними, чтобы дальше они могли учиться самостоятельно.
Безусловно, понятие менеджмента пришло к нам из Америки, основы менеджмента разрабатывались именно там. У нас, в России, уже есть ученые, которые преломляют зарубежные достижения применительно к российской системе образования. Именно их мы привлекаем к проведению занятий в первую очередь.
Кстати, у нас действует система анонимного обследования слушателей, когда они совершенно откровенно могут оценить курсы и преподавателей. Анкеты просматриваю я лично, и если у преподавателя балл не выше среднего, то стараюсь уже не привлекать его на следующий раз.
– Есть ли какие-то отличия управленца старой закалки от тех, кого готовите сейчас?
– Раньше перед управленцем стояли задачи проще: не требовалось много инициативы, юридических знаний. За руководителя, как правило, думал “дядя” из вышестоящей организации, нужно было четко выполнять приказы. Сейчас ситуация меняется – руководитель должен приобретать правовые, финансово-хозяйственные знания, с тем чтобы более гибко и оперативно с большей степенью самостоятельности на своем уровне решать возникающие проблемы. Очень многое зависит теперь именно от руководителя среднего звена – директора школы, сотрудника отдела образования.
– Известно, что с возрастом сложнее переучиваться. Правомерно ли это утверждение по отношению к управленцам, которые проходят переподготовку в вашей школе?
– У нас представлены все возрастные группы, и все одинаково жадно поглощают знания, которые им дают. Я, например, не заметил у слушателей старше 50 лет пассивности на занятиях. Даже наоборот, они часто с большим вниманием и ответственностью относятся к образованию. Ну а молодым сам Бог велел быть лидерами. Например, у нас проходили подготовку молодые ребята-учителя из Юго-Западного округа, так называемая группа “кадрового резерва”. Очень активно воспринимали всю информацию, участвовали в обсуждении.
– Прошло полгода со дня открытия школы, наверное, можно подвести первые итоги?
– Да, свою практическую работу мы начали с 1 февраля 1999 года. За этот период прошли переподготовку около 200 человек. Цены на наши услуги чисто символические. Я специально сравнивал с ценами конкурентов – получается в 2-3 раза меньше. На сегодняшний день за курсы в 72 часа, 10 учебных дней, мы берем 1600 рублей.
В такое сложное для всех время наше подразделение функционирует как хозрасчетное – это достижение. За 4 месяца на расчетный счет университета поступило 260 тысяч внебюджетных средств и порядка 120 тысяч бюджетных. Получается, что заказчики “голосуют деньгами”.
Обучив 200 человек в 1998-1999 учебном году, мы планируем в следующем подготовить в пять раз больше.
Сергей САФРОНОВ, Дарья ЖУРАВЛЕНКО-СЛАВЯНСКАЯ
Фото Алексея ВАСЮКОВА
Комментарии