Вместе с пионерскими кострами из массовой практики работы с детьми почти исчезла традиция школьных походов, школьного туризма. И вот сейчас и у взрослых, и у ребят вновь просыпается интерес к этому занятию. Мои собеседники – Владимир Прудиус и Юрий Устинов, педагоги из Туапсе, которые вот уже более тридцати лет водят ребят в походы. Им слово.
О.М.: Стоит ли говорить сегодня о возрождении, о новом открытии туризма.
В.П.: Никто его специально не закрывал. Просто наступил такой период, когда стало очень сложно заниматься школьным туризмом. И время было упущено, почти десятилетие.
О.М.: Почему же лично вам это оказалось так дорого на всю жизнь?
В.П.: Во-первых, туризм дает возможность менять обстановку, ту, в которой ты живешь, совсем на другую. Во-вторых, путешествия оставляют впечатления очень хорошие. Даже те походы, которые были довольно тяжелыми. И, в-третьих, для меня это извечная борьба с самим собой, способ самоопределения, самоутверждения. Это ведь только внешне кажется, картинка такая – веселый человечек с рюкзаком, поющий на ходу песенку… На самом деле это преодоление очень больших трудностей, а любое преодоление трудностей – это преодоление самого себя. Вот не хочешь идти, уже ноги не несут, а ты должен, надо идти. Зато по окончании похода проходит два-три дня, и уже думаешь, куда пойти в следующий поход. В каждом походе я говорил себе: “Чтобы я еще пошел?! Никогда в жизни!” А спустя два-три дня начинаешь думать уже о следующем маршруте.
Ю.У.: Я хотел бы заметить, что речь идет об активном туризме, а не о пляжной экскурсии на теплые острова. Эти виды туризма надо обязательно различать. Активный детский туризм – многомерное комплексное социотерапевтическое средство от множества проблем и микросоциальных “заболеваний”. Володя говорит о преодолении себя – это справедливо, но это и преодоление искусственно воздвигнутых границ между людьми: учителем и учеником, учеником и учеником. Уйму таких границ нам воздвигают искусственные ситуации, в которых мы живем. Город, например. Или, к сожалению, сама школа. В “раньшие” времена было так: если есть проблемы в классе, отношенческие например, учитель сразу понимал – пора в поход. В походе не сможешь “казаться”, сможешь только “быть”, что само по себе сразу решает множество проблем. Конечно, всегда возникают новые, но застою пришел конец, можно снова двигаться, помогать, выживать, познавать друг друга и мир.
В.П.: Я полностью согласен: то, что невозможно сделать в течение года с ребятами, того в течение десяти дней в принципе в походе можно добиться. Определенных результатов, определенных отношений в коллективе. Самое лучшее средство взаимопознания учеников и учителя – это, конечно, выход в поход. Раньше очень много учителей и ходили для этого в походы по осени, когда начинался учебный год. В начале учебного года обычно делали выходы для того, чтобы немножко с ребятами познакомиться в нестандартной обстановке, вне школьных стен.
Ю.У.: Школа, какой бы она замечательной ни была, – это набор стереотипов: отношенческих, социальных, каких-то других еще. И вдруг мы все – учитель, класс или школа на своем слете – попадаем в другое, совершенно другое поле, и вот эти стереотипы не нужны, не работают: появляются другие представления о себе, о тех, кто тебя окружает.
О.М.: Тот же Тубельский обязательно начинает свой год с какой-либо загородной поездки. И с этого стартует новая, другая жизнь в каждом новом учебном году.
Ю.У.: На самом деле поход, туризм, лес – это не другая жизнь. Другая она для тех, кто ее, может быть, не пробовал или пробы были неудачными по тем или иным причинам. Вот у меня были соседи, в Москве когда жил, они пятьдесят с лишним лет провели в городе, в своей квартире, в своем микрорайоне, практически никуда не выезжая, и смотрели на меня так, в общем-то, со странным выражением, когда я все время уходил куда-то с рюкзаком, откуда-то возвращался. И разговор случился на лестничной клетке. Сосед говорит: “Что ты туда ходишь? Ты что-то приносишь, может быть, оттуда?” Я говорю: “Да нет. Что уношу, то и приношу, только постирать надо”. Я говорю: “А вот вы-то почему никуда не выезжаете?” “А зачем? – говорит. – Еда? Вот в магазине здесь. Вода? Вот она в кране здесь. Ничего не нужно”.
Ну мы не будем сейчас говорить про техногенность цивилизации и т.д., вообще про бытность нашу, углубляться в это, наверное, рано. Но человек гибнет как человек, если он уходит от природы. И вот природосообразное состояние, в котором вместе с детьми находится учитель, оно очень выстраивает жизнь, как система навигации, как компас. Выстраивает все, что можно выстроить вообще в коллективе детском и в сообществе “учитель – класс”.
О.М.: Ну хорошо, давайте немножко спустимся к реальности. С чего начать? Вот как реальному учителю, нашему читателю, с чего начать погружение во всю эту жизнь?
Ю.У.: Если сразу отправиться на каникулы в поход, то можно на этом и закончить. Начинать нужно с того, что не стоит дожидаться каникул, а стоит дождаться ближайших выходных. И на денечек, на воскресенье, вместе с тем снаряжением, которое есть, выйти с ребятами в лес попробовать поучиться пользоваться этим снаряжением. Чтобы была палатка, чтобы была возможность поучиться разжигать костер. Такой день выхода с настройкой на следующие, более, может быть, продолжительные походы будет хорошей ступенькой. Если сразу отправиться в большой серьезный поход – это сложновыполнимая задача. А вот готовиться нужно начинать с походов выходного дня.
В.П.: Если говорить о деталях, то, во-первых, необходимо продумать маршрут, составить список участников похода, определиться, какое будет взято с собой питание и какое необходимо снаряжение. После этого подготовить список, подойти к директору школы. Директор школы издаст приказ по школе, и остальное – уже походная часть.
Ю.У.: Кроме того, конечно, можно и нужно обращаться в свои местные туристские организации. Как правило, они есть во всех более или менее крупных населенных пунктах. Это и детские туристские станции, и центры школьного туризма, и дома и дворцы пионеров, где существуют отделы туризма, и школы инструкторов, нужно только разыскать, найти. Они всегда дадут нужную и полезную консультацию.
Ольга МАРИНИЧЕВА
Комментарии