Развитие творческих способностей детей – одна из актуальных задач, которую ставит перед собой система дополнительного образования. Как констатирует Закон «Об образовании в РФ»: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании».
Одной из тех областей, где подросток может применить и дальше развить имеющиеся у него таланты, бережно взлелеянные в кругу семьи и в начальной школе, безусловно, является мир театра.
Что такое Zoom-спектакль
Как раз таким небольшим театральным коллективом, состоящим из старшей (7‑9‑е классы) и младшей (4‑6‑е классы) групп, руководила и я, когда в Москве в конце марта прошлого года сначала продлили школьные каникулы, а потом объявили карантин. В результате каникулы плавно перетекли в дистанционное обучение до конца учебного года. В то же время как раз к марту, к концу третьей четверти, у нас практически были готовы два спектакля («Кентервильское привидение» по О.Уайльду и «Стюарт Литтл» по одноименной книге Элвина Брукса), которые мы не успели показать только потому, что уже после Нового года в школах был введен запрет на проведение массовых мероприятий.
Оставлять спектакли непредставленными было очень обидно: столько работы, усилий, и все переносить на неопределенное время, откладывать в долгий ящик? Как с этим быть, мне и самой стало непонятно.
Когда начались каникулы, все же еще оставалась надежда, что после них можно будет выступить в школе. Чтобы не делать большого перерыва в репетиционном процессе, я предложила детям провести репетиции в дистанционном формате. Как раз тогда я узнала о платформе Zoom и предложила детям собраться на ней.
К моему удивлению, они отнеслись к такому предложению с большим энтузиазмом, хотя и находились на каникулах. Было видно, что мысль о том, что можно будет собраться нашим маленьким, но дружным коллективом, хотя бы и на экране, позаниматься, пообщаться, посмеяться, пришлась многим по душе, особенно на фоне бесцельного сидения дома. Как известно, быстрее всего устаешь от ничегонеделания.
Когда же мы встретились онлайн и на экране замелькали наши окошечки-квадратики, мне показалось любопытным это черное пространство экрана, оно чем-то даже напоминало сцену, и я подумала о том, что, если у нас даже не получится сыграть спектакль в школе, его можно будет записать в Zoom – сделать Zoom-спектакль. Тогда я даже не подозревала, что не пройдет и месяца, как мое «слово станет плотью».
Работа над сценарием
Прошла первая неделя каникул, и стало понятно, что и после них выход в школу будет вряд ли возможен. Тогда я стала всерьез обдумывать план постановки спектаклей онлайн, тем более что наши репетиции шли полным ходом, ребята были настроены довести дело до победного конца.
Первое, что мне было понятно при переводе спектакля в Zoom, – это необходимость выведения на экран рассказчика. Если сцена с декорациями может некоторое время оставаться пустой, зрители могут спокойно созерцать мизансцену, то перед немым черным экраном никто сидеть не будет, учитывая еще и то, что запись спектакля будет явно не студийного качества, да и особенной выразительности от разного рода звуков тоже добиться не удастся. Выход один: кто-то должен все время находиться на экране и поддерживать внимание зрителя в то время, пока будет осуществляться переход между сценами.
Рассказчик как раз и должен будет объяснять суть этого перехода, то есть делать небольшое вступление к каждой сцене (примерно так же, как это делается в радиоспектаклях), поскольку через Zoom невозможно показать действие, необходимо давать пояснения зрителям: кто куда пошел, где происходит очередное действие, для того чтобы зрителю было легче следить за событиями, разворачивающимися в спектакле.
Также я решила, что будет правильнее в начале спектакля сделать небольшую презентацию для главных действующих лиц, чтобы опять же зрители могли быстро вникнуть в суть истории, которую мы собираемся перед ними разыграть, начиная с первых диалогов. Представить героев мог и рассказчик, а могли и они сами себя назвать зрителю: «Здравствуйте, я мистер Отис. Я мечтаю купить настоящий английский дом с привидениями!»
Невозможность показа в Zoom действия привела к тому, что пришлось через рассказчика передавать одни из самых зрелищных сцен наших спектаклей. Так, в «режиссерской корзине» оказались очень красивая сцена из «Кентервильского привидения», когда все герои зажигали свечи, выстраивались вереницей и спускались в подвал, где находили истлевший скелет бывшего владельца дома и шкатулку с драгоценностями, а также замечательная гонка с яхтами из «Стюарта Литтла», когда актеры через всю сцену должны были растянуть легкую голубую ткань, изображающую пруд в Централ-парке.
Увы, из всей этой красоты на экране появились только яхты. А падение в воду полицейского пришлось тоже практически передавать авторским текстом. Конечно, в этом состоят недостатки и сложности работы в Zoom: необходимо переработать сценарий пьесы в нечто вроде радиоспектакля.
Репетиционный период
Должна сказать, что если спросить у детей, что им больше всего понравилось в работе над Zoom-спектаклями, думаю, они единогласно ответят: репетиции. Вокруг репетиций строилось все их общение. Перед назначенным днем дети активно переписывались, обсуждая, какой реквизит кто должен подготовить, обменивались впечатлениями от прошлых репетиций. Но помимо этого у нас постоянно шла активнейшая творческая работа, поскольку мы, как первооткрыватели, осваивали виртуальное пространство, о котором никто ничего не знал.
Я делилась с ребятами своими режиссерскими проблемами (как бы это показать?), и они порой придумывали очень удачные ходы, которые мы тут же вставляли в спектакль. Так, например, я не понимала, как нам показать скелет, который в пьесе лежит на полу, не вертеть же им перед камерой, как куклой. И тогда одна девочка предложила поставить скелетик на свою аватарку, и когда она выключила камеру, у нас в кадре появился скелет как раз тогда, когда по тексту шел о нем диалог.
Дети предложили попробовать виртуально передать друг другу шкатулку с драгоценностями. Подобрали две похожие коробочки. И девочка, игравшая брата, протягивала коробочку в кадре, а другая девочка, игравшая Вирджинию, брала свою коробочку из-за кадра, таким образом, получался интересный визуальный эффект передачи шкатулки через виртуальное пространство.
Оформление спектакля
Еще одним важным этапом, предоставившим детям широкий простор для творчества, стало создание костюмов к спектаклю и отдельных элементов декораций в домашних условиях: пошли в ход и шторы, и наряды из бабушкиных сундуков. Дети с увлечением что-то придумывали, репетировали дома сами, я как режиссер могла только что-то принять или отвергнуть, заставить что-то поискать, подумать еще. И дети с удовольствием искали новые, более удачные решения.
Так, мы очень долго искали, как наш мышонок Стюарт обрушит на себя портьеру, под которой будет сидеть до конца сцены, и как потом оттуда он освободится. В итоге даже мама включилась в творческий процесс и помогла со съемкой этого эпизода.
Наиболее технически проблемным для показа в Zoom является исполнение песен и танцев. К сожалению, Интернет работает дома у всех детей по-разному, и даже если удастся добиться полностью синхронного выполнения танцевальных движений, снять это будет совершенно невозможно, из-за того что изображение будет меняться у каждого актера с разной скоростью. Но, как мне кажется, это не повод отказываться от постановки танцевальных номеров.
В итоге даже не очень высокого качества танцы, но уместные по сюжету (у нас был танцевальный номер, когда мистер и миссис Стюарт приходят выбирать ребенка в детский дом), вносят свою изюминку в постановку, служат разрядкой для зрителя. Что же касается песен, то здесь имеет смысл записывать звук отдельно и потом вставить при монтаже. К счастью, сложилось так, что у меня в театре участвовали две девочки-сестры, вот они и записали песню служанок о привидении, которую потом я наложила на видео с танцем служанки.
Съемка и монтаж
Съемки спектаклей в Zoom в отличие от премьеры на сцене из-за разных технических проблем длились довольно долго, что-то все время приходилось переснимать. Это даже в большей степени напоминало съемки фильма, нежели театр, и было сложно для юных актеров еще и потому, что нужно было играть по нескольку раз одно и то же, не выходя из своего образа. Дети реально уставали, но это был важный для них опыт. Даже когда уже все съемки были закончены и студия наша официально завершила свою работу, в условленные дни занятий мне еще долго писали в наш чат дети: «А будет ли сегодня репетиция?»
Монтаж Zoom-спектаклей также требует от режиссера определенных технических умений. От них зависит во многом и то, насколько презентабельно будет выглядеть конечный продукт.
В спектакль можно вмонтировать слайды с декорациями, которые бы помогли зрителю лучше почувствовать атмосферу каждой сцены, сделать качественное музыкальное оформление и т. д.
Наверняка дистанционные платформы таят в себе еще много технических новшеств, которые можно было бы творчески использовать при дистанционной работе с театральной студией. Уже в этом году я освоила новые репетиционные возможности в сессионных залах, где можно одновременно индивидуально работать с несколькими актерами. Работая над сценической речью, мы с детьми занялись озвучкой популярных мультфильмов, и это всем очень понравилось.
То есть при творческом подходе режиссера работать с театральной студией реально и в дистанционном формате. Вопрос: ради чего? Конечно же, мы видим, что Zoom-спектакли – это не произведение искусства. Так же как хрущевки не были шедеврами архитектуры, но они решили важную задачу – обеспечить москвичей жильем. Так и Zoom-спектакли – это скорее документ нашего времени. Но главное, что дистанционные занятия в театральной студии поддержали детей психологически, позволили им сохранить позитивный настрой, который, как известно, способствует росту иммунитета. А в конечном итоге, может быть, и спасли кому-то жизнь.
Оксана СЕВЕРИНА, учитель английского языка, магистрант, 2‑й курс РТП ИКИ МГПУ, Москва
Комментарии