search
main
0

Школа – территория здоровья, творчества, успеха

​Более 10 лет назад, делая выбор направления инновационной деятельности, наша школа отдала предпочтение созданию оздоровительной модели общеобразовательного учреждения. Сегодня вся учебно-воспитательная работа носит здоровьесберегающую направленность, а наше кредо звучит так: «Школа – территория здоровья, творчества, успеха».

Здоровьесберегающая деятельность началась с создания условий, в результате чего появились новые кабинеты – тренажерный, ЛФК, ритмики, к медицинскому и стоматологическому кабинетам прибавился прививочный; преобразовались спортивные площадки на пришкольном участке; произошло переоснащение учебных кабинетов, в них появились современные средства обучения, разноростовые парты, конторки Базарного, фитомодули, кабинеты психолога и логопеда, Центр здоровья, оснащенный приборами для проведения мониторингов здоровья. Учебный день в школе стал начинаться с утренней зарядки задолго до того, как она была введена приказом Департамента образования во всех школах. Физкультминутки в уроках стали составной частью урока. Для того чтобы учитель, увлекшись уроком, не забыл о физкультминутке, на 20-й минуте звонит колокольчик, напоминающий о ее проведении. Подвижные игры на переменах проводят шефы, а на прогулке – воспитатели ГПД. Эффективный здоровьесберегающий ресурс –  режим дня, который регламентирует единое расписание учебных занятий, самоподготовки, работы групп продленного дня. В режиме дня мы  учитываем гигиенические требования (организация питания, обязательное пребывание на воздухе, активный отдых при смене занятий). Для детей группы продленного дня мы вырабатываем индивидуальный маршрут движения, помогающий ориентироваться ребенку в тех делах, которые у него запланированы на этот день. При составлении учебного расписания используем ранговую шкалу трудности распределения школьной нагрузки. Для обучения детей начальных классов по новым образовательным стандартам в школе была создана лаборатория, оснащенная современными компьютерами, это стало огромной помощью для мотивации к обучению и для работы над проектами. Основным в физкультурно-оздоровительной деятельности стали, конечно, уроки физического воспитания. Для создания оптимальных условий обучения и развития детей уроки в параллели проводят пять педагогов. Группы формируют с учетом групп здоровья и медицинских показаний, что позволяет сделать физическую нагрузку направленной на оздоровление учащихся. Дети делятся на подгруппы: основную, подготовительную, лечебной физкультуры и группу детей, временно освобожденных от физической нагрузки. Наши неизменные помощники в организации мероприятий – родители. Особой популярностью пользуются соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», дни здоровья, общешкольная конференция, Дельфийские игры. Нам приятно, что родители чаще обращаются к нам не с претензией, а за помощью, советом,  благодаря тому что для них  мы организуем индивидуальные и групповые консультации психологов, воспитателей, социального педагога; проводим дни открытых дверей, семинары, родительские лектории; общение идет через гостевую страничку на сайте школы. Помощниками в организации различных направлений деятельности стали наши внешние партнеры. Благодаря совместной работе с ними мы формируем у учащихся умение заботиться о своем здоровье. Здоровьесберегающая деятельность невозможна без формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Благодаря нашим психологам дети через игру, участие в массовых мероприятиях познают самих себя, учатся жить в коллективе, быть толерантными. Не только воспитательную функцию, но и просветительскую несет в себе предмет «Психология». Включение психологии в качестве учебного предмета  мы считаем необходимым для полноценного психического развития учащихся, их социальной адаптации, для формирования психологической культуры школьников. Материал учебника может быть использован и детьми, и родителями, и учителями. Ребенок с его помощью познает сам себя, для родителей учебник – помощник в познании своего ребенка, а учителю  он помогает узнать особенности ученика и использовать их в индивидуальной работе с ним. Физкультура и спорт, правильный режим труда и отдыха и правильное питание – это составляющие ЗОЖ. Организация питания – одно из основных требований СанПиНов, выполняющих оздоровительную роль. При составлении графика питания мы используем принцип регулярности, а это значит, что ребенок принимает пищу с интервалом 3-4 часа. Педагогические работники не могут составлять меню, определять калорийность используемых продуктов – это дело специалистов по питанию, но велика роль учителя в воспитании культуры питания. Дети школьного возраста нуждаются в помощи взрослых при выборе пищи. Основу культуры питания прежде всего закладывают в семье, но, к сожалению, не во всех семьях это делают грамотно. Именно поэтому школа берет на себя ответственность за усиление роли семьи и родителей в формировании культуры питания, организуя просветительскую работу с ними. Невозможно заниматься формированием здоровьесберегающей деятельности без организации просветительской и методической работы взрослых, тех, кто постоянно находится рядом с ребенком. Формы методической работы у нас традиционные: педсоветы, заседания методических объединений, открытый урок, круглые столы, семинары и лектории, но по содержанию они отличаются от этих мероприятий в других школах, разнообразны формы просветительской работы с родителями. Среди ресурсов для организации здоровьесберегающей деятельности основным  у нас стало структурное подразделение «Центр содействия укреплению здоровья обучающихся». Именно здесь фокусируют результаты мониторингов здоровья, находится приборная часть для исследования здоровья. Специалисты Центра здоровья вырабатывают для учащихся, выделенных в «группу риска» с неосложненным медицинским статусом, комплекс мероприятий, включающих адресные варианты физических, педагогических нагрузок, организации досуга, режима отдыха, организации питания, дают рекомендации с использованием коррекционно-профилактических средств, имеющихся в школе (кислородный коктейль, психологическая поддержка, занятия в кружках и секциях, БОС-коррекция). В здоровьесберегающем пространстве базовое и дополнительное образование выступают как равноправные, взаимодополняющие компоненты. Образовательные программы существенно углубляют содержание базовых программ, формируя при этом у детей актуальные прикладные навыки. В этом году работают 27 объединений и учащиеся могут выбрать для себя то, что им интересно. Наряду с традиционными, всегда востребованными коллективами: хоровым, тэквондо, фехтование, танцевальным, декоративно-прикладным творчеством – последнее время огромной популярностью пользуются не так давно появившиеся в нашей школе «Жонглирование» и фольклорный ансамбль. Занятие в любом из коллективов  имеет здоровьесберегающую нагрузку, скажем,  жонглирование благотворно влияет на координацию движения, силу рук, ловкость, умение концентрировать внимание. Очень полезны эти занятия для детей с проблемами речи и мышления. Специалисты из Оксфорда установили, что выполнение непростых действий вроде жонглирования значительно изменяет структуру головного мозга. Ежегодно, проводя анкетирование среди родителей и детей, мы используем одни и те же параметры и сравниваем их с предыдущим годом. Положительная динамика налицо, полученные данные убеждают нас в том, что здоровьесберегающая деятельность полезна и влияет на повышение качества образования, на взаимоотношения в коллективе, на активизацию воспитательной работы. Школа по итогам 2012-2013 учебного года в рейтинге занимает  281-е среди топовых школ-400. Татьяна ГУСАРСКАЯ, директор школы №628

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте