Еще несколько лет назад само слово «оптимизация» в школах воспринималось однозначно отрицательно. Увы, демографическая яма углубила и расширила это понятие настолько, что занимать позицию постоянного отрицания и тем самым прятаться от проблемы пустеющих школ нельзя. Надо что-то делать, но что? На острие этой проблемы оказались руководители районных органов управления образованием, особенно в сельских районах. Все они, исключения, наверное, не найти, тоже в свое время были директорами школ, и лозунг «закрыть, нельзя помиловать» им вовсе не по душе.
Один из вариантов решения проблемы нашли в небольшом городке Эртиль Воронежской области. Людмила Петровна Полякова, начальник отдела образования Эртильского муниципального района, в своей должности работает второй учебный год. Начинала в этом же районе в Буравцовской школе, а потом 17 лет работала завучем, позже директором в Соколовской школе, известной далеко за пределами Воронежской области своими традициями и прекрасным музеем народного творчества. Всего в Эртильском районе 25 школ, и 19 из них средние.
Такими же обычными средними школами до сентября 2007 года были городские школы №2 и №4. Во 2-й школе, рассчитанной на 1200 учеников, детей было почти в два раза меньше, и в школе №4 тоже только половина от расчетной наполняемости.
Рассказывает Людмила Петровна:
– Было принято решение оптимизировать обе школы на основе создания школ ступеней с углубленным изучением отдельных предметов. На тот момент уже шла речь о новой системе оплаты труда, и финансирования в обеих школах не хватало из-за маленькой наполняемости классов.
Но надо было убедить не только родителей, но и учителей с учениками. Между прочим, самыми ярыми консерваторами оказались дети, они даже объявляли забастовку и устраивали пикеты в защиту школы. И насколько тогда сопротивлялись, настолько же сейчас приветствуют! Мы оценили ситуацию в обеих школах, вплоть до технического состояния зданий. Все продумали. Четвертая школа имеет очень теплое здание, благоустроенное с прекрасной столовой. Там мы разместили начальные классы, добавив туда малышей из второй школы. Организовали для них бесплатный подвоз, в школе №2 есть автобус. Глава района Николай Алексеевич Парахин пошел на эти затраты, потому что родители просили. Малыши по-прежнему ходят во вторую на кружковые занятия, а идти им за километр далеко, поэтому мы их возим. Еще открыли в начальной школе группу продленного дня и организовали питание. Сейчас там учатся почти 300 детей, с первого по четвертый класс. В итоге получилось, что классы мы укрупнили. Как в начальной школе, так и во второй.
В школу №2 перевели среднее и старшее звено из бывшей четвертой. И там в каждой параллели стало одним классом-комплектом больше. И наполняемость в классах 22-23 человека.
– А как с учителями?
– Из теперешней начальной школы мы всех учителей 5-11-х классов перевели в школу №2, а из второй в начальную – всех учителей 1-4-х классов. В итоге получилось, что педагоги частично потеряли нагрузку, у них у каждого осталось не более 18 часов. Но так как мы перешли на новую систему оплаты, учителя в зарплате не потеряли.
– Какой стала старшая школа?
– С пятого класса в ней начинается предпрофиль, и учителя ведут предметонаправленные курсы. Подобный опыт есть в Краснодарском крае. Дети выбирают с помощью элективных курсов, кружковой работы и факультативов ту область, в какой будут развиваться дальше – точные науки, гуманитарные, или технологическое направление. В микрорайоне дети разные, и надо рассчитывать на всех. У нас нет отбора, как в гимназиях и лицеях крупных городов.
Эта школа раньше действовала как ресурсный центр. Пять лет назад она получила медиацентр и новые шесть кабинетов. Сейчас идет оборудование по нацпроекту, и мы помогаем его приобретать. Школу включили в областной план на реконструкцию 2009-2010 годов.
– А каков юридический статус у старшей школы?
– Она называется «средняя общеобразовательная с углубленным изучением отдельных предметов», и в скобках написано «с выделением первых-четвертых классов».
В том, что обе школы хорошо начали свой первый учебный год, спокойно работают и развиваются, большая заслуга их директоров. Елена Павловна Боева – директор школы №2, а Владимир Егорович Иванов – директор эртильской начальной школы. Очень хочется надеяться, что все у них получится, и новая для Воронежской области идея школ-ступеней себя оправдает, а возможно, найдет поддержку и в других районах.
Комментарии