Почему свое выступление на конкурсе «Лучшие школы России» команда гимназии №1544 начала со слов Михаила Михайловича Пришвина: «Бывает, что жизнь до того доводит в своей тяготе, что все на свете станет серьезным, пусть в это время встретится сказка, и она, обыкновенная сказка, которой пользуются все для отдыха, выглянет так же серьезно, как вся жизнь в ее целом. И тот, кто в это время сказку серьезно к сердцу принял и стал ею заниматься, – тот вот и есть подлинный поэт»? Да потому, что когда педагоги гимназии слышат эти простые и глубокие слова, им кажется, что они сказаны о школе.
Сказка, впитавшая в себя мудрость поколений, подсказывает будущее, к будущему же устремляет своих учеников и школа. В сказке при внимательном прочтении можно увидеть жизнь в ее целом, а школа тоже наполняется жизнью во всей ее полноте, чтобы научить не бояться жизни, стать в ней Человеком. Сказка не дарит свои тайны безвозмездно, она требует работы ума, сердца, души, а школа погружает своих учеников и педагогов в науку открытий. Может быть, это и есть правда? Может быть, в школе находятся подлинные поэты? Разве не школа учит преодолению жизненных тягот, показывая, как их нужно преодолевать, на собственном примере?
Так рассуждала команда гимназии №1544, которая выступала без своего директора Натальи Федоровны Колобовой и по этой причине ощущала свою безмерную ответственность за то, как представить работу своего учебного заведения.
Информация к сведению
Гимназия №1544 получила свой статус в 2003 году, в ней создана отличная материальная база для ведения образовательного процесса, ее территория эстетически обустроена с непосредственным участием гимназистов. Развитие гимназии осуществляется в соответствии с программой «Личностный и социальный рост человека: адаптация гимназического образования».
Сегодня говорят, что школы наконец научились составлять программы развития после участия в нацпроекте «Образование». Но 1544-я и до этого проекта, в рамках которого стала победителем в конкурсе инновационных школ, работала по своей программе. Заставило ее создать такую программу то, что в прежней школе, еще не получившей гимназического статуса, были сложности в связи с существенными ограничениями в преподавании русского языка, литературы, с резким сужением влияния русской культуры на общественную жизнь страны. Понимая все это, школа выбрала для своего развития идею увеличения в содержании образования русского культурологического компонента и стала работать в этом направлении как Северо-Западная окружная экспериментальная площадка. Споры о том, должна ли русская культура доминировать в московской школе, прекратились тогда, когда вдруг оказалось, что 15% учеников – представители других национальностей, но их родители решили, что именно русская культура может быть для их детей высокой стартовой площадкой в жизнь, что русская культура может стать для них окном в бескрайний мир.
Модель русской национальной школы вызывает ожесточенные споры в педагогическом сообществе. Многие противники и критики твердят, что в России все школы русские и нечего огород городить. Однако на самом деле это не так, очень много школ (и в этом мы убедились на конкурсе «Лучшие школы России») тяготеют к педагогическому опыту зарубежных школ и практически игнорируют опыт лучших отечественных учебных заведений. Конечно, интеграция в мировое сообщество нужна, но можно ли при этом стирать совсем не случайные черты русской школы? К сожалению, некоторые создатели русских национальных школ сводят всю их «русскость» к фольклорным и конфессиональным вещам, что порой отталкивает от этих школ представителей других национальностей и других конфессий. Понятно, что фольклорность с ее песнями, танцами и сказками-прибаутками внести в учебный процесс просто. Гораздо сложнее придать русской школе культурологическую направленность, как это делают в 1544-й.
На начальном этапе, как рассказывают педагоги, инновацией считалась самостоятельная разработка учителями уроков по разным предметам с культурологическим содержанием, но уже очень скоро пришло понимание того, что школа должна ориентироваться на социальные проблемы общества, с которыми ученики обязательно столкнутся в жизни, что школа должна обеспечивать опережающее их развитие, если она всерьез намерена готовить учеников к тому будущему, какое видится педагогам сегодня. Иными словами, школа, по мнению педагогов гимназии, не должна приспосабливаться к социальным процессам, она может предугадывать их заранее и адаптировать к ним школьников. Идея адаптации и стала общей идеей программы развития гимназии.
Изменение образовательного процесса было прежде всего связано с введением предпрофильной подготовки и профильного обучения, индивидуальных учебных планов, частичного экстерната, системы учебно-исследовательской и проектной деятельности, с организацией кафедральной системы в учительской деятельности и научного общества учащихся, с привлечением к преподаванию спецкурсов и работе факультативов ведущих специалистов Москвы, преподавателей вузов, которые стали научными руководителями как учеников, так и педагогов. Все это существенно подняло уровень обучения, а кроме того, самым радикальным образом изменило роль учителя, который стал разработчиком нового содержания образования и организатором образовательного процесса. Учитель перестает быть статистом или простым исполнителем. Он уже понимает, как для него важно развивать свое методическое мастерство, заниматься аналитической и научной деятельностью, быть автором различных инновационных разработок, в которых так остро сегодня нуждается каждая школа. Не случайно сегодня гимназия стала признанным инновационным центром Северо-Западного округа, базой повышения квалификации педагогов. Педагогическому коллективу гимназии есть что передавать своим коллегам.
В презентации своего опыта на Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России» команда гимназии №1544 была единственной, заявившей, что нацпроект «Образование» рассматривает не только и не столько с точки зрения финансовых инвестиций (конечно, не умаляя их значения), сколько как политическую инвестицию, социальный посыл, убеждающий общество в фундаментальной практической ценности образования для будущего, основанного на знаниях. В такой мир, считают педагоги, и должны будут войти их сегодняшние ученики. Рассказ о будущем, говорят они, чем-то похож на сказку. Но такая сказка выглядит серьезно, как вся жизнь в ее целом, если ее серьезно принимают и занимаются ею подлинные поэты. Как писал Михаил Михайлович Пришвин: «Внутри сказки таится правда, но если сказку сломаешь, как игрушку ломают дети, то правды не найдешь».
Завершала свою презентацию на конкурсе команда 1544-й, как и положено настоящим поэтам, работающим на настоящее и думающим о будущем, возвышенными словами:
«Россия отряхивается, сбивает с себя чуланную пыль, сбрасывает тряпье с чужого плеча, разминает затекшие косточки. Как былинный Илья Муромец – медленно сползает с печи. Пробуя твердость собственного шага: все меньше материнское тепло старинного кирпича питает человеческое тело – богатырская сила раскрывается в предстоящих испытаниях и преодолениях. И стране как великой державе тоже придется не копить силу на «печке», без оглядки черпать «черное» и «голубое» «золото», а ставить твердую поступь».
Наиболее существенным достижением гимназии стала разработанная педагогическим коллективом «Модель обучения». При этом для обеспечения повышенного уровня образования введены новые предметы, произведен отбор программ и учебных пособий, скорректированы действующие программы, созданы собственные программы и методические разработки, модуль профильного образования, включающий систему факультативов и элективных курсов. Органично вписываются в образовательный процесс система дополнительного образования, в работе которой для проведения спортивных мероприятий, проектной и исследовательской деятельности используется Пенягинский ландшафтный парк района Митино, клуб «Юные миротворцы», ученическое самоуправление.
Уже сегодня гимназия №1544 определила свои «точки роста» как вклада в приоритетный нацпроект «Образование» и в московский проект «Строим Школу будущего», которые педагоги формулируют так:
– обучение самообразованию и самовоспитанию для повышения уровня содержания образования и организации образовательного процесса;
– полноценное освоение учителями роли автора, исследователя, организатора образовательного процесса для своего профессионального роста;
– обеспечение психического и эмоционального здоровья учащихся;
– разработка законченной линейки тестов для систематической и комплексной диагностики личностного и социального роста учащегося;
– оптимизация функций каждого элемента управления программой развития.
Ожидаемые результаты реализации программы развития
Личностная ориентация образовательного процесса:
– использование и разработка диагностического инструментария (анкет, опросников, тестов и так далее) для изучения индивидуальных особенностей учащихся;
– разработка элементов нового содержания образования (разнообразие программ обучения, их ориентация на конкретные интересы и запросы учащихся, а также их конкретные способности и возможности);
– обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности;
– освоение и разработка методического обеспечения для организации групповой и индивидуальной работы учащихся (профильных программ, элективных курсов, внедрение индивидуальных учебных планов, разработка портфолио учащегося).
Интенсификация образовательного процесса:
– повышение доли самостоятельной работы учащихся (организация самообразования, эффективное использование фонда школьной библиотеки, создание медиатеки);
– усиление соревновательности (организация конкурсов, марафонов, «круглых столов»);
– организация системы проектной и исследовательской деятельности учащихся;
– освоение ключевых компетенций (интеллектуальной, коммуникативной, информационной, социальной).
Профессиональный рост педагогов:
– изменение профессионального самосознания педагогов гимназии (повышение профессиональной самооценки, овладение современными педагогическими технологиями);
– анализ собственной профессиональной деятельности (проведение конференций, участие в выставках, написание статей);
– организация самообразования учителей;
– активизация научно-исследовательской деятельности учителей;
– оборудование научно-методического кабинета;
– издание сборника статей педагогов, обобщающего опыт работы гимназии.
Сохранение и укрепление здоровья:
– обеспечение комплексного подхода к здоровью учащихся;
– снижение количества стрессовых ситуаций для учащихся и педагогов;
– создание и оборудование комнаты релаксации;
– использование возможностей ландшафтного парка, расположенного рядом с гимназией, для уроков и внеурочной деятельности;
– оборудование школьного стадиона в соответствии с требованиями современной жизни.
Комментарии