Кто будет первым? Сегодня мы узнаем это.А пока в ожидании вердикта Большого жюри, который огласит его председатель Галина Китайгородская, мы хотим познакомить вас, наши уважаемые учителя, с великолепной пятеркой финалистов.Может быть, после этого знакомства вы и сами сможете загадать (а потом и угадать), кому будет дано высокое звание «Учитель года Москвы-2011».
Лариса Чуракова, учитель музыки, выпускница Таганрогского государственного педагогического института уверена, что школьную жизнь можно представить в форме «обратной» симфонии. В симфонии части расположены так, чтобы через разум воздействовать на чувства, в школу же люди приходят, наоборот, поддавшись чувствам, и лишь со временем начинают осознавать суть школы и собственное предназначение. Часть I. Allegro vivace. Движение 12 лет назад, выбрав после училища работу в школе, я мечтала о том, что те, кто ко мне придет учиться, будут любить музыку, уметь петь, их родители будут каждые выходные посещать (разумеется, вместе с детьми) театры и музеи, а коллеги, понимая важность урока музыки (всего 1 час в неделю), будут стремиться помочь в приобщении школьников к миру искусства.Часть II. Moderato/Andante cantabile/. Чувства, эмоции 1-е классы. Дети очень подвижны, к школе еще не приучены: слушать музыку, долго петь не смогут, интерес меняется быстро, внимание рассеяно. Да и уроки в расписании стоят в понедельник сразу после выходных. Как быть? Придумала: вместо аудиофрагмента нахожу видеозапись, обязательно включаю разнохарактерные движения под музыку, чтобы петь разными способами. С 1-м «Б» можно больше порассуждать, с 1-м «А» – дополнительно подвигаться, 1-й «В» активизирую, устроив соревнование между рядами. Дети удивлены: «А на уроках можно танцевать?», «Оказывается, Гоша, который не умеет ритмично хлопать, знает много интересного!», «Если выразительно рассказать стихотворение (слова песни), то и сама песня зазвучит ярче, интереснее!» Вроде бы ни одного сложного слова и термина, но дети раскрылись друг для друга по-новому: и пластическим интонированием позанимались, и на художественный образ песни посмотрели через выразительность разговорной речи, а еще узнали, что музыкальные инструменты можно разделить на две группы: народные и классические.3-и классы. Сегодня разбираем фрагменты из оперы «Иван Сусанин». В 3-м «А» готовили сообщение о М.Глинке – пусть сами вспомнят, что за композитор. В 3-м «Б» Артур увлекается историей, обращусь к нему за помощью – пусть расскажет о подвиге Сусанина. 3-й «В» неплохо интонирует – попробуем разобрать и простроить двухголосие в канте. После урока реакция детей. 3-й «А»: «Ого! Мы с прошлого года не забыли, кто такой М.Глинка и некоторые его произведения!» 3-й «Б»: «Ух ты! Как здорово Артур рассказывает!» 3-й «В»: «Мы действительно школа с углубленным изучением иностранного языка! На музыке выучили новое итальянское слово! А еще пели как настоящий хор – многоголосно!»6-е классы. Дома дети должны были ознакомиться с творческой биографией композитора. Как построить урок? А что если начать урок сразу с музыкального произведения – увлечь их незнакомой, непривычной музыкой, а затем вовлечь класс в беседу? Тексты с биографией композитора были у четверых. На первые вопросы с опаской начал отвечать один. Примерно с 3-го вопроса в работу включились все! Удалось! Главное, что удалось еще, – это создать Артему благоприятную обстановку для ответов. Почему Артему? Артем заикается, от волнения и под пристальным вниманием одноклассников заикается сильнее. На этом занятии, пока остальные либо искали информацию, либо слушали его внимательно, не найдя у себя этих сведений, Артем пару раз высказался почти без дефекта.Урок в 5-м классе совпал с днем открытых дверей. Вместе с детьми на занятие пришли мамы – посмотреть на работу детей, на требования учителя. Но мой первый же вопрос, адресованный детям: «Что должен знать культурный зритель, идя в музыкальный театр на оперный спектакль?», заставил задуматься и мам. Гости настолько увлеклись, что до конца урока работали наравне с детьми. В результате я получила не только группу единомышленников, готовых к совместной деятельности, но и высокую оценку от родителей: «А мы в свое время на уроках только пели…», «Можно прийти на следующий урок?»Но только ли уроки составляют опыт учителя музыки? Конечно, нет. Учитель музыки – это еще и педагог, отвечающий за подготовку и проведение школьных и внешкольных мероприятий. Казалось бы, что может быть проще этой подготовки: раздал детям песни, попросил кого-нибудь станцевать – и все готово. Просто? Да, когда есть из кого выбирать. Среди младших школьников набираешь группу желающих петь. Именно желающих, а не умеющих. Никакого отбора по природным данным я не делаю. Потому что только при желании можно развить, улучшить, усовершенствовать то, что уже дано природой. Однажды, добившись успеха в работе с «гудошниками», убедилась на всю жизнь: нет непоющих людей, есть певцы, к которым просто не подобрали ключик!В прошлом году я стала классным руководителем «спортивного» класса – все дети занимаются в секции тейквондо. За нашим непростым союзом с интересом наблюдает вся школа, а мы ищем все новые точки соприкосновения. Дети с радостью и волнением ищут меня глазами на трибуне болельщиков во время соревнований, я с не меньшим волнением вожу их в музыкальный театр и в музеи. Пока нам удается быть интересными друг другу. Быть может, потому, что, взаимодействуя, мы не отсекаем интересы друг друга, а стараемся их уважать? И может быть, спортивным детям, привыкшим стремиться к победе, нравится, что и в культурной, творческой деятельности можно добиваться высоких результатов: в прошлом году – лауреаты районного конкурса со спортивно-хореографической композицией, в текущем учебном году – дипломанты этого же конкурса с литературно-музыкальной композицией на спортивную тему.Часть III. Allegro. Разум, мышление А еще мы с детьми занимаемся проектной деятельностью, которая стала своеобразным межкультурным и межпредметным мостиком. Кто-то может возразить, что изучение исторических аспектов культурного наследия нашей страны и соседних государств не совсем область знаний музыки. Но ведь образовательная область «Искусство» – это и музыка, и изобразительное искусство, и мировая художественная культура, но потерявшая почему-то связь с другими гуманитарными науками (литературой, историей). Часть IV. Allegro con brio. ФиналМоя магистерская диссертация с такой неожиданной для многих темой «Вокализация как основа развития речевых умений школьников» не попытка перевернуть мир новым открытием, а возможность осуществить мечту К.С.Станиславского о цельном развитии голоса актера (человека) через интегрированные занятия вокалом и сценической речью в рамках системы школьного образования, так как считаю, что уметь владеть своим голосом должен каждый образованный человек.В чем же он, мой опыт работы? В изобретении чего-то нового? Нет, скорее, он в том, чтобы креативно осмыслить и сопоставить существующие в рамках моего предмета и системы образования вообще наработки, методы, технологии, для того чтобы сформировать свою систему взаимодействия, сотрудничества с детьми с целью создания у них наиболее полной картины мира и умения откликаться на нее, воспринимать ее эмоционально, чисто, искренне.
Комментарии