Сегодня мы особенно остро стали ощущать, что российская школа становится какой-то иной: пессимисты высказывают мысли о регрессивности такого пути, оптимистам он представляется движением к национальному идеалу. Но и тех и других не покидает ощущение, что реформирование школы затянулось, что общество изголодалось, соскучилось по стабильной, имеющей богатые традиции и огромный потенциал к внутреннему развитию школе.
Перед истеблишментом встал вопрос о цели и сроках этих перманентных метаморфоз, который потребовал своего скорейшего решения.
Лейтмотивом главы «Об образовании» Послания Федеральному Собранию, с которым Дмитрий Медведев выступил 5 ноября 2008 года, стала идея модернизации российской школы при сохранении лучших ее традиций. Вопрос об изменении положения дел в этом социальном институте был поднят президентом в связи с тем, что прежние успехи российской образовательной системы были признаны во всем мире, однако в нынешней реальности «с передовых позиций мы уже «откатились». Это замечание оказалось лишь подводкой к главному – «Стратегии развития российского образования», которая, по мысли главы государства, должна быть в первую очередь реализована в рамках школьного образования – в русле инициативы «Наша новая школа».
Императивная и деятельностная модальность обращения Дмитрия Медведева не могла оставить равнодушным образовательное сообщество нашей страны. Бурные обсуждения, опасения за возможное начало очередного реформаторского этапа, непонимание способов и сроков воплощения – все это было предсказуемо и реально сразу после выступления президента. Рациональный и прагматичный взгляд на «Стратегию развития российского образования» и на инициативу «Наша новая школа» выкристаллизовывался постепенно, и сегодня педагоги, социологи, психологи, политики уже предлагают конкретные формы реализации этой программы.
В Южном округе в рамках ежегодной встречи педагогов-ветеранов и молодых специалистов «Серебряная нить поколений» 12 марта 2009 года состоялся форум по созданию проекта «Наша новая школа» (созвучие с представленной Дмитрием Медведевым инициативой, безусловно, не случайно), который подготовили и провели члены Совета молодых педагогов ЮАО (председатель – А.Носорев). Такое объединение двух мероприятий, двух внешне разных программ деятельности оказалось гармоничным в свете идеи президента о том, что при воплощении «Стратегии развития российского образования» обновление, модернизация должны сочетаться с сохранением лучших традиций. Диалог поколений представил органичный синтез инновационного и традиционного подходов к перспективам российской школы.
Встречу открывала начальник отдела государственной службы и кадров Южного окружного управления образования Н.Давыдова, которая поблагодарила ветеранов за их долгий и славный трудовой путь, за неравнодушное отношение к проблемам современного российского образования, за активный отклик и желание поучаствовать в проекте, а затем покровительственно, но с установкой на паритетность обратилась к молодым специалистам, пожелав им профессионально совершенствоваться, любить свое дело, стремиться к оптимизации российской школы. Эстафету принимали заместители председателя окружного Совета молодых педагогов С.Кузнецова, пожелавшая участникам семинара творческого сотрудничества и по-настоящему плодотворной работы, и Е.Байкина, сообщившая, что подобное сотрудничество, сотворчество теперь может быть продолжено и в виртуальном пространстве, ибо создан новый сайт Совета молодых педагогов – http://www.molodie.my1.ru
Все педагоги были разделены на пять команд в соответствии с пятью направлениями «Стратегии развития российского образования», представленной Дмитрием Медведевым, запись выступления которого преподавателям показали перед работой. Начались обсуждения. В первые минуты инициатива принадлежала старшим коллегам, желавшим поделиться своим истинно богатым опытом, затем робко, но все увереннее в полилог стали включаться преклоняющиеся перед мудростью ветеранов молодые учителя. Их предложения, иногда максималистские, иногда прагматичные, вносили свежую струю в разговор и неожиданно расширяли горизонты. К финалу подготовительной части уже сложно было понять, чья идея, кто автор аргумента, но это и не казалось уже необходимым: главное, что в сотрудничестве, в сотворчестве, в унисон участники команд предлагали способы решения жизненно важных проблем российского образования.
Результаты обсуждений подводили представители групп – члены Совета молодых педагогов ЮАО. Старшие товарищи не снисходительно, а в порядке наставничества пожелали быть скорее слушателями, доверив держать слово своим молодым коллегам.
Рассуждая о новых образовательных стандартах, первая команда повела речь о несоответствии, неадекватности прежних стандартов современной социальной ситуации, их неспособности формировать компетентную личность, которая, по их мнению, должна быть конкурентоспособной, готовой и умеющей жить в постиндустриальном обществе. Поэтому, понимая стандарты как систему обязательных требований, педагоги предложили пересмотреть их в свете современных социальных парадигм, среди которых главная – вера в будущее нашего государства, в осмысленную цель его развития.
Вторая команда, обобщая имеющийся положительный опыт и проектируя, предлагала различные формы работы с талантливыми детьми, которые должны составить ядро российского общества, интеллектуальную и нравственную его элиту. Определяя талантливость как редкое явление, преподаватели отдавали себе отчет в том, что помимо очевидных плюсов у воспитания талантливых детей есть и серьезные проблемы, не решаемые посещением кружков, секций, клубов, – проблемы социальной адаптации таких ребят. По мысли учителей, самый действенный путь – индивидуальная работа с такими детьми, заключающаяся в стимулировании активности, в повышении интереса, а также в улучшении коммуникабельности. В таком случае талантливый ребенок не только формально будет в авангарде российского социума, но и окажется его связующим звеном.
Морально-материальные стимулы работы учителей стали предметом мозгового штурма третьей команды, которая отметила сегодняшнее появление широкого спектра форм поддержки педагогов в рамках национального проекта «Образование»: гранты, конкурсы, надбавки. Однако преподаватели посчитали недостаточной работу с учителями именно в школах и предложили усилить поддержку молодых специалистов посредством кураторства, помощи в установлении диалога с родителями, финансовых «добавок» по истечении первых трех лет после окончания вузов, а тем, кто уже стал в образовании действительно своим, дать возможность поверить в важность их профессии через публикацию статей и репортажей в СМИ, через масштабные поздравления с праздниками, через разработку разветвленной системы премирования.
Группа педагогов, представлявших облик новой школы, сделала акцент на этической компоненте образования и определила новую школу как «школу нравственного воспитания», которая, будучи школой доброты, толерантности, взаимопомощи, окажется школой, которую дети будут по-настоящему любить. В качестве конкретных способов обретения школой такого облика учителями предлагалось открытие кабинетов релаксации, введение формы (как для учеников, так и для педагогов), преподавание дисциплины «Этика», создание реального ученического самоуправления, взаимодействие с общественными институтами и так далее. Как посчитали участники этой команды, все эти виды деятельности помогут сделать школу центром социализации и одновременно центром раскрытия личности.
Завершали презентации преподаватели, анализировавшие проблемы здравоохранения в образовании. Они говорили об улучшении психологического и физического климата в школе, о том, что тут помогло бы увеличение часов на преподавание психологии, ОБЖ и физкультуры. «Физическая культура» могла бы быть представлена разными формами: традиционной (в спортивном зале), посещеним бассейна, прогулками на лыжах, ритмикой. Занятия по другим предметам должны проходить в современных кабинетах, оборудованных в соответствии с тенденцией к здоровьесбережению. Все эти виды деятельности, подкрепленные пропагандой здорового образа жизни, способствовали бы формированию личности, в сознании которой здоровье стало бы неким кредо – «Mens sana in corpore sano». В таком случае здоровье впоследствии должно стать и своего рода национальной идеей.
Проектная часть встречи на этом была окончена, но в качестве подарка педагогам сотрудники и воспитанники школы искусств «Родник», на базе которой и проходила встреча, предложили небольшой концерт. Такое продолжение стало очередным органичным воплощением идеи президента о том, что школа должна стать средоточием разных форм преподавания и воспитания: интеллектуальной, креативно-эстетической и так далее.
Сегодня, когда, казалось бы, многое упущено практически безвозвратно, но президентом поставлены конкретные задачи по решению серьезных проблем образования, проведение подобных мероприятий и попытки подходить к «Стратегии развития российского образования» в таком формате оказываются не просто необходимыми, но и продуктивными, действенными. Можно сказать, что у российского образования, без сомнения, есть будущее, ибо есть те, кто готов с позиции ли собственного опыта, с позиции ли реализации творческой энергии создавать его – и создавать лучшим! Тем более что россияне настолько соскучились по нашей, российской школе, что готовы оказывать любую помощь и поддержку педагогам в обретении школой своего истинного пути!
Комментарии