В нашем обществе стремительно меняются ценностные ориентиры, и образование не может оставаться в стороне от этих процессов. Меняются представления о целях образования и путях их реализации. В школе ХХI века родители являются полноправными участниками образовательного процесса, и поэтому важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка, подростка является сохранение единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательная организация».
Все начинается с семьи:Традиции, успех в ученьиИ отношенье к просвещенью.Все начинается с семьи -С истока жизненной реки.Семья – основа общества, и интерес к ней со стороны педагогической науки очень велик. Современная школа строит свою политику в отношении семьи с учетом наметившихся тенденций. Сохранение единого воспитательно-образовательного пространства между семьей и образовательным учреждением является важнейшим фактором, формирующим социальные и духовные качества личности ребенка, подростка.Проблема семьи и семейного воспитания стала наиболее актуальной в последнее время. Это социальная проблема, требующая решения. Только при условии системного, комплексного подхода к формированию культуры взаимодействия семьи и школы можно преодолеть возникшие кризисные явления, положить начало повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей, формированию единого взгляда семьи и школы на процесс воспитания, что способствует созданию оптимальных условий для развития личности ребенка, его социализации.Можно обозначить наиболее актуальные направления совместной работы:Первое направление. Организация сотрудничества педагогов и родителей в контексте решения образовательных задач конкретного ребенка, класса и школы в целом. Второе направление. Совместные акции семьи и школы как форма их взаимодействия. Родители становятся активными разработчиками различных программ, выступают спонсорами, обеспечивают юридическую поддержку. Особая роль отводится родительскому совету, который не только выступает главным связующим звеном между учителями и родителями, но и задает тон родительской активности.Третье направление. Система обучения и просвещения родителей. Чтобы и семья, и школа осознали процесс своего взаимодействия, нужно приобрести элементарные основы культуры и мастерства общения (столь важные для решения проблем воспитания и образования ребенка). Исходная точка – дети, их успешность в школе, благополучие в семье и счастье в жизни.Жизненная практика накопила многообразие форм взаимодействия школы и семьи. Мы взяли за основу две.Традиционная предполагает тематические родительские собрания, индивидуальные беседы и т. п. Давно стало очевидным, что воспитание детей начинается с воспитания и просвещения родителей. Компетентность родителей в соуправлении образовательным процессом – это прежде всего формирование в среде родителей элементарных представлений о современной системе образования и базовых знаний в вопросах обучения и воспитания детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.Инновационная. Отличие современной ситуации в том, что значительная часть родителей пытается разобраться в сущности подходов к обучению, в особенностях образовательной программы школы, в тех учебниках и учебных программах, по которым работает педагог. Именно это явилось основой для открытия школы родительского мастерства (ШРМ).ШРМ – это система просвещения родителей путем формирования у них элементарных представлений о современных системах образования и накопления базовых знаний в области обучения и воспитания детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.Кроме того, ШРМ – это и воспитание педагогической культуры родителей через учебно-методическое сопровождение семьи, выходящее далеко за рамки вопросов учебно-воспитательного характера.Тематику встреч определяют либо родители под руководством организаторов ШРМ, либо ситуации, для решения которых требуется определенный навык.Две задачи решает ШРМ в формате взаимодействия с родителями:- первая направлена на помощь родителям и в итоге на развитие определенных умений (качеств) у детей;- вторая предусматривает стимулирование помощи от семьи, то есть создание обратной связи и получение отдачи в вопросах воспитания и развития детей.ШРМ на своих встречах предполагает не только выявление проблем и поиск их решения, но и выступления специалистов разных профилей: врачей, психологов, наркологов, правоведов.Задачи ШРМ:- передача психолого-педагогического опыта родителям;- организация сотрудничества с семьей ребенка;- формирование психолого-педагогической грамотности у родителей;- выработка общих подходов к воспитанию и единых требований.Для родителей, желающих совершенствовать навыки воспитания, обучения и развития детей, предлагается широкий спектр тем.Установление тесного контакта со всеми родителями позволяет правильно оценить характер влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития личности, обусловленные этим влиянием, определить положительные и слабые стороны семейного воспитания, найти формы и методы индивидуальной помощи каждой семье.Сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса – важная и ответственная задача, требующая от педагогов большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив – это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе. Понимая и чувствуя важность помощи родителей, необходимо начинать работу с установления и поддержания здоровой связи, взаимопонимания с родителями.Знание каждым родителем содержания работы за год повышает ответственность прежде всего школы, а также учащихся и родителей. Школа родительского мастерства является элементом открытой системы образования на современном этапе, способствующим развитию ценностных ориентиров у детей и подростков. А это так важно в условиях реализации нового образовательного проекта «Надежная школа».Ирина МИНЯЙЛО, школа №1440
Комментарии