«Качественное образование как ресурс социально-экономического развития: пути повышения доступности и эффективности» – так обозначили тему для обсуждения в Западном округе столицы.
Открытый педсовет работников образования собрал лишь малую часть большого образовательного сообщества Западного округа. Но за нами – свыше 120 тысяч детей, более 200 тысяч родителей и более 20 тысяч педагогических работников. Поэтому так значимо все сказанное здесь, так важны принятые нами решения, так ответственны должны быть мы, публично анализируя итоги прошедшего года.Этот год прошел под знаком начала реализации важнейшего стратегического документа для столичного образования – Государственной программы развития образования Москвы на 2012-2016 гг. Напомню, как сформулирована ее основная цель: создание средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе.Удовлетворение потребностей населения города Москвы в доступных и качественных услугах дошкольного образования – такова главная цель подпрограммы «Дошкольное образование».На конец учебного года в округе работали 195 учреждений дошкольного образования (то есть 10% от городской сети). В новом учебном году с учетом создания многоуровневых образовательных комплексов и реорганизации дошкольных учреждений путем присоединения к общеобразовательным школам на территории ЗАО будут работать 169 дошкольных учреждений. В них воспитываются около 46 тысяч детей – более 14% от всех воспитанников дошкольных учреждений города. По сравнению с прошлым годом эта цифра стала почти на 4 тысячи больше.На сегодняшний день в Западном округе не зарегистрированы дети в возрасте с 3 до 7 лет, стоящие в очереди в дошкольные образовательные учреждения, однако около 2000 детей этого возраста временно получили места и посещают группы кратковременного пребывания. Кроме того, по данным управления здравоохранения, на 1400 вырос контингент детей, которым исполнится 3 года в предстоящем году. На задачи перспективного обеспечения охвата детей 3-7 лет должны обратить внимание районы с наиболее сложной ситуацией: Фили-Давыдково, Филевский парк, Солнцево, Тропарево-Никулино. В этом может помочь активное использование потенциальных возможностей ДОУ (вариативные формы, платные дополнительные услуги), а также развитие негосударственных дошкольных учреждений.Более 4 тысяч детей (свыше 10%) успешно посещают вариативные формы дошкольного образования, но показатель охвата детей платными услугами в округе не превышает 2%.Вместе с тем нас не может не тревожить ухудшение показателя заболеваемости детей. С одной стороны, в связи с перепрофилированием групповых помещений увеличение на 4000 количества детей именно раннего возраста, посещающих группы 12-часового пребывания, несомненно, ухудшило эту позицию. С другой стороны, не можем не видеть и проблему низкого качества таких оказываемых услуг по уходу и присмотру за детьми в дошкольном образовательном учреждении, как профилактика заболеваемости, проведение закаливающих мероприятий. Об этом нам напоминают жалобы родителей.В новых экономических условиях мы уже не можем ссылаться на недостаточность финансирования, низкую заработную плату работников. Неформальный принцип недавнего прошлого – вы делаете вид, что нам платите, а мы делаем вид, что работаем, – уже не имеет под собой никакого обоснования. На сегодняшний день по новой системе оплаты труда работают 95% дошкольных образовательных учреждений. Если в 2010 году в среднем по округу за год заработная плата педагогов детских садов составляла 20 тысяч рублей, то за пять месяцев 2012 года она выросла до 31 тысячи рублей (то есть на 55%), а средняя заработная плата заведующих – до 54000 рублей. При этом заработная плата наших педагогов могла быть и больше, если бы соблюдалось оптимальное соотношение педагогического персонала и административно-управленческого и вспомогательного персонала. Одним из вариантов оптимизации этого соотношения может стать аутсорсинг. Передача таких непрофильных функций, как приготовление пищи, медицинское обслуживание, другим организациям дала бы экономию денежных средств в размере 348 млн рублей, что позволило увеличить заработную плату педагогам дошкольных учреждений, а это в свою очередь помогло бы решению главной кадровой проблемы – недостаточной укомплектованности квалифицированными педагогами.Не могу не отметить и еще одну проблему, решение которой способствовало бы повышению удовлетворенности родителей качеством дошкольного образования. Сохраняется закрытость системы дошкольного образования от внешнего влияния, ограниченная способность быстро и эффективно реагировать на запросы родителей – все это снижает эффективность управленческой и экономической деятельности. Руководителям дошкольных учреждений, получившим большие полномочия, необходимо научиться разделять ответственность за принятые решения с профсоюзной организацией, управляющими советами, родительскими комитетами. Эти органы должны стать реальной силой, на которую можно опираться, причем не только в дошкольном образовании.Ключевые задачи подпрограммы «Общее образование» – расширение доступности, повышение качества образования – предполагают повышение эффективности управления и развитие профессионального педагогического сообщества, вовлеченность семей и общественности в организацию образовательного процесса. Контингент обучающихся в этом учебном году составил более 79 тысяч человек, что на 2200 больше по сравнению с прошлым учебным годом, а в следующем учебном году предполагается увеличение численности детей еще на 3 тысячи. Проектная мощность ОУ это позволяет (в округе более 98 тысяч мест). На 1 сентября 2012 года открыты 352 первых класса с контингентом 9200 учащихся.По итогам предварительного комплектования школ в следующем учебном году увеличилась средняя наполняемость классов и составила впервые 25 человек. Тем не менее сохраняется проблема несоответствия проектной мощности и фактической наполняемости образовательных учреждений – неукомлектованность школы и как следствие неэффективное использование зданий.Комплектование 1-х классов, запись в которые в этом году осуществлялась в электронном виде на портале государственных услуг, как никогда ранее, подтвердило разную востребованность учреждений образования округа населением. Мы имеем крайне неравномерно представленную востребованность образовательных учреждений: учреждения, которые приняли более 100 детей в первые классы, и те учреждения, которые с трудом набирают 20-30 учащихся. Хочется отметить тройку лидеров (прогимназии №1728, 1781 и ЦО №1432), набравших свыше 135 человек в 1-е классы. Эти учреждения получили по 3 млн рублей дополнительного финансирования от Департамента образования на создание инновационной образовательной среды.Прошедший учебный год был годом масштабной реализации федерального стандарта начального образования, в которую вовлечены более 9000 учащихся, 389 педагогов, 160 руководителей ОУ. В течение года поставлено в достаточном объеме оборудование во все образовательные учреждения: 118 млн выделено на приобретение персональных компьютеров, в том числе для учителей 1-х классов, видеостудий, другой цифровой техники. Эффективность использования этого дорогостоящего оборудования – задача руководителя ОУ, с которой справляются пока не все: мониторинг показывает, что лишь 83% учреждений используют интерактивные доски, 81% – цифровые видеокамеры.Проблемы использования цифрового оборудования актуальны не только для реализации ФГОС, но и для всего образовательного процесса в школе. После значительного перерыва компьютерная техника мощным потоком поставляется в школы: традиционный для нас показатель обеспеченности – количество детей на 1 компьютер составляет 5,5. Все образовательные учреждения подключены к Интернету, учителя получили в свободное пользование ноутбуки, работают сайты всех учреждений. Но говорить о существенном прорыве в информатизации округа рано. Пока у нас не произошло и 100%-ного введения электронных журналов: школы в лучшем случае ввели их в одном классе в параллели или даже на одной ступени обучения. Наша задача – с 1 сентября 2012 года ввести во всех школах округа эту эффективную форму взаимодействия между учеником, учителем и родителями, что, несомненно, должно повлиять на решение главного вопроса.А главный вопрос – качество образования. При оценке качества результатов образования важную роль играет внешняя экспертиза учебных достижений. Одни из наиболее важных показателей работы традиционно результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений – Единого государственного экзамена. У нас есть несомненная позитивная динамика по некоторым показателям, например увеличение с 55 до 60 количества 100-балльников. В округе почти 900 выпускников набрали свыше 230 баллов по сумме трех экзаменов, при этом 40 школ не подготовили ни одного такого выпускника – и это тоже показатель, но с другим знаком. У нас нет неудовлетворительных оценок по литературе, информатике, французскому и немецкому языкам, но математику наши дети сдали чуть хуже, а русский язык чуть лучше, чем в среднем по городу.Вместе с тем есть показатели, которые не могут полностью удовлетворить ни родителей, ни нас, ни, наконец, государство. 119 выпускников не получили аттестаты (это в несколько раз превышает цифру прошлого года). Но мы с вами понимаем, что, как и во всей Москве, единый государственный экзамен в нашем округе проходил в 2012 году в обстановке исключительной строгости, открытости для общественности, его результаты можно считать предельно объективными. Теперь необходима аналитическая, методическая работа по коррекции системы подготовки к ЕГЭ, а кое- где и управленческий контроль.Качество выполнения государственного задания по предоставлению услуги общего образования подтверждается и другими внешними процедурами оценки. Нужно отметить, что, как и в Москве, в нашем округе в несколько раз выросла открытость образовательных учреждений к внешним измерениям результатов учебной деятельности. А это и есть, как отметил руководитель Департамента образования Исаак Калина, одно из главных достижений прошедшего учебного года, потому что сегодня объективная картина результатов работы каждого образовательного учреждения становится все более доступной родителям, общественности. Это не только обязательная процедура аккредитации, которую в учебном году успешно прошли все 77 ОУ окружного подчинения (и здесь следует отметить качественное методическое сопровождение). Это и плановые выездные проверки качества образования, и тестирование МЦКО по заявкам самих образовательных учреждений, и, конечно же, ГИА-9, итоги которой показывают серьезные пробелы в знаниях по биологии, истории, географии даже у мотивированных учащихся.Отрадно отметить, что в текущем году наметились новые актуальные тенденции развития взаимодействия с Московским центром качества образования под руководством Алексея Рытова, в том числе связанные с внешней оценкой деятельности образовательных учреждений через Московский регистр качества.Еще в 2010-2011 учебном году в рамках эксперимента и апробации показателей качества знаний учащихся по предметам с МЦКО работали 23 образовательных учреждения ЗАО (14,4%). В начале этого учебного года был актуализирован список всех образовательных учреждений округа, включая УДО, ДОУ для получения логинов и паролей входа в систему регистра. Результат не заставил себя ждать. В мае 2012 года количество образовательных учреждений, заявившихся на диагностику учебных достижений учащихся по различным предметам учебного плана, составило 109 учреждений (69,2%). Таким образом, потребность в работе в Московском регистре качества, а значит, и во внешней экспертизе учебных достижений выросла в округе в 5 раз. Мы надеемся, что в новом учебном году все образовательные учреждения округа включатся в эту работу. Думаю, что образовательным учреждениям нужно шире использовать все доступные внешние процедуры оценки, включая и окружную диагностику, и аудит управленческой деятельности, предлагаемые методическим центром.Всероссийская олимпиада школьников – главное событие интеллектуальной жизни высокомотивированных учащихся, один из основных показателей реализации программы «Одаренные дети» и внешний индикатор качества образования. Динамика участия в окружном и городском турах за последний год показывает устойчивый интерес к ней школьников. На окружном уровне в прошедшем году число участников выросло почти на 20% и составило около 13 тысяч человек. При этом на 15% человек увеличилось количество победителей и призеров окружного этапа. Но самое большое достижение округа – это количество победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в сравнении с прошлым годом (рост почти в 4 раза!).Мы широко используем и другие организационные, технологические ресурсы повышения качества образования – реализацию профильного обучения, сотрудничество с вузами – а это действительно сильная сторона Западного округа, так как в орбиту нашего образования вовлечены крупнейшие вузы, расположенные на территории округа и города, а также экспериментальную и инновационную деятельность, которой охвачена половина всех учреждений. Но наряду с объективными количественными показателями результативности образования – а может быть, и важнее их – о доступности, качестве и даже эффективности свидетельствует удовлетворенность родителей и учащихся получаемым образованием. Проведенный в городе Москве мониторинг мнений родителей по качеству образования показал критическое отставание в этом вопросе образовательных учреждений Западного округа от учреждений других округов (9-е место из 10). По информированности родителей об успеваемости учащихся результаты также оставляют желать лучшего, но это уже симптомы серьезных проблем в управлении учреждением, и нам будет необходимо принять меры антикризисного управления.Повышение доступности и качества государственных услуг в сфере образования предполагает внедрение таких новых инструментов управления и бюджетирования, как ведомственные целевые программы, государственные задания, расширение автономии руководителей с повышением ответственности за конечный результат деятельности; электронные услуги, развитие механизмов информационной открытости и обратной связи с населением. Управленческие механизмы обеспечения качества образования раскрывает соответствующая подпрограмма, которая так и называется – «Управление качеством образования». Выполнению ее задач в значительной степени способствовала реализация пилотного проекта по развитию образования в Москве. Напомню, что цель пилотного проекта – обеспечение качественного общего образования всем москвичам.Основной механизм реализации проекта – равнодоступность для всех школ бюджетных финансовых ресурсов. С 1 апреля 2011 года в соответствии с постановлением №86 в пилотный проект поэтапно вступили 56 образовательных учреждений округа, была введена новая система оплаты труда. В течение этого года продолжалось вступление в пилотный проект ОУ (с 1 января 2012 года – 83 ОУ, далее с 1 апреля 2012 г. – 17 ОУ) при введении НСОТ с 1 сентября 2012 г. Сегодня мы можем говорить об 100%-ном участии ОУ в пилотном проекте и о первых его результатах, а значит, и о возможности его перевода уже в штатный режим. В целом увеличился контингент обучающихся, улучшились качественные показатели, показатели итоговой аттестации, более 50% учителей проводят дистанционное консультирование. В школах 1-3 пилотов найдены грамотные управленческие решения по оптимизации штатного расписания, особенно по части административно-вспомогательного персонала, что наряду с обеспеченным нормативным финансированием позволило реально поднять заработную плату работникам. Сегодня в 33 ОУ средняя заработная плата свыше 53 тысяч рублей, а в 11 – свыше 60 тысяч рублей при средней заработной плате по Москве 55 тысяч рублей. Вместе с тем тревожной можно назвать ситуацию в 33 других ОУ, средняя зарплата в которых едва достигает 40 тысяч рублей. И этот малообеспеченный учитель, работающий, как правило, в малокомплектной школе, не может выполнять в полном объеме миссию ключевой фигуры в образовании, ибо для педагога не менее важна ситуация личной успешности, чем для ученика. А ведь еще недавно средняя зарплата в Западном округе была выше, чем в целом по Москве, что было обусловлено наличием высоких категорий у работников, значительной нагрузкой, почетными званиями и учеными степенями. Сегодня у половины школ прирост заработной платы составил менее 25% при общем показателе 30%, а доля стимулирующих выплат остается на уровне 10% при среднем показателе 16%.Важно отметить, что изменения, связанные с реализацией пилотного проекта, лежат не только в области механизма финансирования, а в первую очередь в области изменения психологии управленца, который должен научиться работать не по инструкции, уметь принимать самостоятельные решения. Самостоятельность влечет за собой ответственность и за последствия, и за результат.Там, где были найдены грамотные решения по соотношению фондов оплаты труда педагогического персонала и административно-вспомогательного персонала – 70% к 30%, при проведении оптимизации штатного расписания, в том числе по сокращению количества заместителей руководителя, по комплектованию классов в соответствии с нормативом, там педагоги и руководители получают достойную заработную плату, поскольку созданы условия для стабильно работающего коллектива.Нельзя не отметить, что проект вовлек в орбиту обсуждения качества образования, результативности труда учителя не только педагогов, но и родительскую общественность, активизировал деятельность таких структур, как управляющие советы. Зная высокий потенциал педагогического корпуса округа, мы не можем допустить, что при установлении зависимости заработной платы от реальных результатов ее уровень в округе снизится. Поскольку задача достойной оплаты труда учителя основная для стимулирования профессионального и творческого роста педагогов, для развития школы в целом, для ее решения мы, управленческие работники разных уровней, должны сформировать эффективно работающую систему.Управление человеческими ресурсами в сфере образования предполагает и изменение подходов к повышению квалификации и профессиональной переподготовке. За прошедший год повышение квалификации прошли 5,5 тысячи педагогов, а сегодня на сайте МИОО уже зарегистрированы более 8 тысяч. Есть еще один результат пилотного проекта, который можно назвать промежуточным, но достаточно репрезентативным. Одним из показателей неэффективного управления учреждением и, следует признать, просчетов в кадровой политике было для округа наличие школ с наполняемостью менее 300 человек. Сегодня мы в 2 раза уменьшили по сравнению с прошлым годом количество таких школ, а в наступающем году эта проблема должна быть и будет решена полностью. Наличие малокомплектных школ не просто неприлично для столичного образования (в селе они хотя бы выполняют миссию культурного центра), но и экономически преступно. Коммунальные платежи в здании, рассчитанном на 600 учеников, а обучающем в 2 раза меньше, в полной мере будет платить бюджет города, тогда как в это время соседняя школа будет задыхаться от детей до такой степени, что нужно открыть вторую смену. Поэтому одной из важнейших задач на сегодня для образовательных учреждений стало проведение грамотного анализа самодостаточности школы и на его основе разработка обоснованности программы перспективного развития учреждением. Руководители учреждений должны почаще вспоминать, что именно они отвечают за рациональное расходование бюджетных средств, за эффективность функционирования учреждения. К сожалению, приходится напоминать, что директор должен быть проводником государственной политики в сфере образования, представителем государства в образовательном учреждении, обеспечивающим выполнение в полном объеме государственного задания. С руководителями, не понимающими этой задачи или не разделяющими ее, придется расставаться. К счастью, не эти руководители определяют будущее окружной системы образования. Появилось много директоров, которые не только говорят, но по-иному и действуют. Они уже не говорят: «Я мог бы делать, если мне дадут те или иные средства!» – они говорят: «Это мы сделаем, если качественной работой привлечем еще детей в образовательное учреждение, если рационально распорядимся государственной субсидией, заработаем в рамках расширения предоставляемых образовательных услуг!»Особенность реализации пилотного проекта в том, что именно экономическая необходимость, а не административный ресурс управления образования инициирует снизу реорганизацию образовательных учреждений (чаще всего присоединение к сильным, стабильно работающим). Сегодня целесообразность реорганизации путем присоединения образовательных учреждений, расположенных в одном образовательном районе, обусловлена такими основными факторами: Единый образовательный комплекс на основе реализации принципов непрерывности и преемственности образования на всех его ступенях: дошкольного, общего и дополнительного образования для детей от 1,5 до 18 лет, это школа больших возможностей, она более полно решает задачи удовлетворения запросов семьи в качественном образовании. Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты предполагает новые условия, новые технологии обучения, для чего необходимы иные ресурсы – объединенные материальные, финансовые и кадровые ресурсы (повышение педагогического мастерства и профессионализма) для улучшения качества образования. Удовлетворение образовательных запросов населения требует создания реальной многопрофильной старшей школы, что в условиях одного и двух классов в параллели 10-11-х классов достаточно проблематично, а в многокомплексной школе реально организовать не менее 5-7 профилей. Повышается эффективность использования кадрового ресурса учреждений в укрупненном комплексе: учителя обеспечены достаточной педагогической нагрузкой, снимается проблема совместительства; обеспечивается финансовое благополучие педагогических работников образовательных учреждений (повышение заработной платы в условиях НСОТ). Именно поэтому часть коллективов учителей ЗАО приняла для себя решение об объединении. В мае 2012 года в Департамент образования были поданы заявки от 46 образовательных учреждений (с согласия управляющих советов, педагогических коллективов) на создание образовательных комплексов в образовательном пространстве округа. С 1 сентября в округе будет работать 14 таких комплексов с контингентом обучающихся от 900 до 1500, и даже 1700 человек. Но объединение ресурсов, возможностей, разумеется, предполагает и объединение ответственности за качество образования. Поэтому окружное управление и Департамент не форсируют эти события, а принимают решения после тщательного анализа возможностей и потенциальных рисков. Мы надеемся, что в 2013 году таких комплексов станет в разы больше.Реализация государственной программы развития образования в Москве потребовала вложения значительных бюджетных средств на создание развивающей, комфортной, безопасной образовательной среды. Почти 700 миллионов выделены на текущий ремонт ОУ; полмиллиарда направлено на содержание около 500 постов охраны; 1 млрд 600 миллионов – на организацию питания. В программе благоустройства задействовано 146 учреждений образования, а это еще 380 миллионов рублей.Условия для решения задач, стоящих перед системой образования, обеспечены в полном объеме государством. Вместе с тем понятно, что нам пора научиться не только осваивать действительно огромные средства, выделяемые на инфраструктуру образования, но и отвечать за эффективность каждого вкладываемого рубля. Об этом, кстати, нужно помнить и самим директорам, и почаще говорить в педагогических и родительских коллективах. Тогда, может быть, если не нравственные императивы, то возмущенное общественное мнение остановит некоторых руководителей, спекулирующих на псевдонищете сферы образования и прикрывающих этим свою управленческую некомпетентность, если не сказать больше.Перед системой образования наступающий учебный год ставит новые задачи: как глобальные, связанные с масштабными изменениями (принятие нового закона «Об образовании»), так и локальные, но значимые для развития образования в округе. Образовательные комплексы как новые организационные формы становятся не просто реалией окружной системы образования, но требуют поддержки, непрерывного сопровождения и обеспечения эффективности их работы. В части расширения финансовой самостоятельности для эффективного управления ресурсами с 1 июля 2012 года в полной мере вступил в силу федеральный закон №83, который ставит перед образовательными учреждениями новые финансово-экономические и организационно-управленческие задачи. Изменяется нормативное пространство инновационной деятельности в Москве: образовательные учреждения округа будут работать в статусе инновационных площадок разного уровня. 26 школ становятся пилотными по реализации ФГОС основного общего образования в 5-х классах: необходима серьезная слаженная работа ОУ, методической службы, управления образования по обеспечению результативности в этом направлении. Мы начинаем апробацию в 4-х классах нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», к введению которого мы готовились весь год – проводили анкетирование родителей, обучили более 400 педагогов и тьюторов. Мы должны повышать вовлеченность родителей и общественности в развитие школы, оценку перспектив и результатов учебного и воспитательного процесса через активизацию работы управляющих советов. Одна из приоритетных задач государственной программы «Развития образования на 2012-2020 годы» – создание благоприятных условий для дополнительного детского образования. С 23 августа 2012 года началась электронная запись москвичей на портале государственных услуг на получение дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования, с 10 сентября 2012 года – в школах. Это еще одна реалия, которая во многом изменит наши подходы к формированию перечня образовательных услуг, перераспределит ресурсы, заставит работать в эффективном режиме все образовательные учреждения округа, в конечном итоге поможет решить главную задачу, которую мы ставим и должны решить, – обеспечение качества общего образования всем москвичам.Заканчивается Год российской истории, и о героях былых времен пойдет речь на первом уроке нового учебного года. Но продолжается сама российская история. Продолжается история столичного образования, герои которой сидят и в этом зале, и ждут вас в ваших образовательных учреждениях. От всех нас зависит, чтобы московская школа стала школой реализованных, а не упущенных возможностей.Татьяна БАРИНОВА, начальник Западного окружного управления образования
Комментарии