search
main
0

Школа под зеленым крестом

Школа под зеленым крестом

Наш собеседник – директор центра “Экологическое образование” Российского Зеленого Креста

Татьяна ЯКОВЛЕВСКАЯ – Татьяна Васильевна, уж больно необычное словосочетание “Зеленый Крест в школе”. Во времена моего детства в школе был Красный Крест…

– И моего тоже. Зеленый Крест – организация новая, ей всего три года от роду.

А сам международный Зеленый Крест учрежден в 1992 году на всемирном экологическом сьезде в Рио-де-Жанейро. Это была одна из самых представительных встреч. В ней участвовали главы почти всех государств мира, парламентские и духовные лидеры. От России присутствовал вице-президент Руцкой. Участники сьезда обратились к Михаилу Сергеевичу Горбачеву с просьбой возглавить новорожденную организацию. Он согласился и стал первым президентом Международного Зеленого Креста.

– Михаил Сергеевич руководит и Российским Зеленым Крестом?

– Нет. Его возглавляет академик Никита Николаевич Моисеев, известный наш ученый. Кстати, российская национальная организация Зеленого Креста создана одной из первых – одновременно с аналогичной структурой в США. Мы входим в первую тройку: регистрационное удостоверение за номером один получили японцы.

– И чем занимается эта организация со столь неожиданным, запоминающимся названием?

– Экологическим будущим планеты, выработкой кодекса поведения человека по отношению к природе в ХХI веке.

– Актуально. Но и не ново: кто только не выступает в роли спасителей цивилизации. Признаться, заклинания о необходимости экологического всеобуча уже набили оскомину…

– И тем не менее по сей день Россия не имеет национальной стратегии экологического образования.

– Неужели? После всех обличений, требований, митингов?

– Представьте себе. Увы, экологические лозунги для многих стали средством достижения политических целей. Кто-то на мощной “зеленой” волне прибился к законодательной, кто-то к исполнительной власти. И на этом весь пыл многих иссяк.

– К какому крылу вы причисляете себя?

– Ни к одному из перечисленных. Девиз Зеленого Креста – не конфронтация, а сотрудничество. Мы за конструктивно-созидательный характер деятельности. Лично я сторонница так называемых малых дел. Они привлекательны прежде всего конкретикой, решением неотложных задач. Наверное, неспроста Министерство образования России попросило нас координировать программу экологического образования учащихся.

Юрий Лужков прислал на имя академика Моисеева благодарственное письмо, в котором высоко оценивает деятельность Российского Зеленого Креста по созданию концепции экологического образования и воспитания для Москвы.

– Вы уверены, что система экологической осведомленности на пользу обществу, а не во вред? Каково жить людям, узнавшим, что среда их обитания неблагоприятна для здоровья? Как это в Евангелии – знание углубляет скорбь?

– Думаете, незнание лучше? Сомневаюсь. Чем точнее диагноз, тем эффективнее лечение. А для установления диагноза важно все.

– Отсюда ваша концепция малых дел?

– Пусть будут малые, чем совсем ничего, чем одни громогласные протесты и тишайшее ничегонеделание. Мы добились того, что программа экологического образования в России получила статус международной. Здесь, несомненно, заслуга двух известнейших в мире людей – президентов Российского Зеленого Креста Н.Н.Моисеева и Швейцарского Зеленого Креста члена парламента Швейцарии Р.Видеркера. В настоящее время мы совместно с Международным Зеленым Крестом, национальными организациями Зеленого Креста США и Швейцарии, Международным независимым эколого-политологическим университетом и другими международными и российскими организациями обьединяем усилия лучших зарубежных и наших специалистов по совершенствованию моделей, программ, учебников, отвечающих специфическим особенностям нашей страны. Ну и, конечно, речь идет об обеспечении наших школ экологическими обучающими устройствами. Уже есть первые поступления. Например, швейцарский профессор Любан-Плаза передал грант для поддержки работ по экологическому воспитанию в лицее поселка Чагода Вологодской области. Деньги израсходованы на оснащение учебных кабинетов.

– Скажите, а что еще сделано в рамках этой программы?

– Создается сеть региональных центров экологического образования. Активно работают центры в Петербурге, Туле, Красноярске, Владивостоке. Летом были организованы детские экологические лагеря на реке Упе возле Тулы, на Копанском озере под Петербургом. Состоялись культурно-экологические экспедиции “Живая вода” и в заповедники Ленинградской области, изучалось состояние Невы и реки Воронка в Тульской области. В ноябре совместно с детским центром внешкольного экологического воспитания Северо-Западного округа Москвы провели выставку детских работ по экологии и семинар для школьников, работающих дополнительно в кружках и на биостанциях.

– Татьяна Васильевна, кто сейчас в России самый крупный специалист по экологическому образованию?

– Талантов немало. Авторские программы по экологическому образованию обсуждаются у нас ежемесячно. В конце прошлого года рассматривали концепцию профессора, доктора педагогических наук В.М.Назаренко из Московского педагогического университета.

В начале января этого года обсуждали авторскую программу Л.В.Тарасова, которая вызвала немало разных суждений. Присутствовали специалисты из Тулы, Саратова. В ближайшее время обсудим авторскую программу директора школы из города Волжский Саратовской области и ряд других.

Провели семинар на базе экспериментальной площадки – средней школы # 1086. Директором там Тамара Дмитриевна Романова. Эта школа-новостройка в районе экологически неблагоприятной Капотни. Собралось много народу – учителя московских школ, их коллеги из российских регионов. В семинаре участвовали заместитель префекта Юго-Восточного административного округа Евгений Борисович Шурыгин, заместитель начальника отдела Департамента образования Москвы Тамара Георгиевна Губарева.

– Какое из запланированных на этот год мероприятий вы считаете этапным?

– Семинары, о которых я говорила, проводятся под руководством академика Моисеева. Они представляют собой своеобразное “сито”, через которое просеивается все новое, что рождается в области экологического образования, для последующего отбора полновесных зерен на международной конференции, которая состоится в июне текущего года в Ясной Поляне. Вот эта конференция, тема которой “Между школой и университетом”, представляется мне этапной, поскольку речь на ней пойдет о методике непрерывного экологического образования.

Николай АТОЛИН

О том, как не поссорились Евгений Викторович и Владимир Георгиевич

Состоявшаяся 26-27 января коллегия Министерства образования по итогам 1995 года и задачам на 1996 год, как это ни парадоксально, мало способствовала подведению итогов и постановке задач. Вместо анализа здесь говорились общие слова, проблемы зачастую констатировались, а не обсуждались, а умы собравшихся занимала больше междоусобная борьба, чем подведение итогов.

В стиле привычного героизма

Первый день коллегии был выдержан в стиле, заданном докладом министра. Представители регионов: министр образования Республики Коми Н.Садовский, начальник управления образованием Липецкой области В.Тонких, зам.министра образования Белоруссии Г.Делян – делились успехами, упоминали о “некоторых трудностях”. Академик Ш.Амонашвили поставил, в противовес предшествующим выступавшим, проблемы, касающиеся учительской психологии. Учитель, по его мнению, это не только самый нищий, но и самый исполнительный и самый напуганный в нашем обществе человек: если раньше он боролся против бюрократов-руководителей, теперь у него остался внутренний цензор. Вывод – учителя нужно раскрепостить.

“Безболезненный выход” или “ангажированная истерия”?

Вице-премьер несколько раз подчеркнул, что образовательная политика находится в прямой зависимости от общей социально-экономической политики государства (в отличие от Е.Ткаченко, который говорил о раздельности процессов, происходящих в экономике и образовании). Так как акценты государственно-политического устройства все больше смещаются в сторону регионов, то и управленцы от образования вынуждены все больше функций отдавать регионам.

Другой момент – необходимость сохранения и развития преемственной связи между различными этапами образования. В противовес министру, ратующему за расширение вариативности, то есть за развитие образования по горизонтали, вице-премьер сакцентировал внимание на необходимости построения вертикали в фундаментальных науках. Увлечение министерства вариативностью вызывает у В.Г.Кинелева опасения, что “юный гражданин России” заплутается в ее дебрях и не сможет выйти на “общий уровень образования” и получить “целенаправленные знания”. Относясь в целом доброжелательно к краеугольному камню реформы образования – вариативности, вице-премьер подчеркнул необходимость “системного подхода”.

О “регионалах” и вертикали

Резкая децентрализация приведет к потере контроля над местным образованием, и какой-нибудь умный “регионал”, почувствовав себя независимым от высших структур, наворотит такого, что еще много лет все “региональные” дети будут расхлебывать последствия его вольного творчества. А учитывая, что 77 из 89 территорий дотационные, передача образования на местный бюджет может привести просто к катастрофе.

Нужно криком кричать, а не констатировать

Начальник Департамента Москвы Л.П.Кезина раскритиковала в пух и прах проект решения коллегии и позицию министра. “Есть вопросы, о которых нужно криком кричать, а не тихо и спокойно констатировать”. Но все эти вопросы связаны с одним – деньги. Отсутствие средств у системы образования символизирует здание министерства, в которое Л.Кезиной стыдно зайти: “Если здесь творится такое, то что спрашивать со школ?” За время работы коллегии два раза (один раз во время выступления В.Кинелева) отключали свет, а вместе с ним и микрофоны.

Признавшись федеральному министру в любви (“Я люблю Евгения Викторовича как человека – он такой культурный, приятный!), Любовь Петровна призвала его к проявлению министерских качеств: “Да будьте же Вы бойцом! Выходите на баррикады! Сегодня нужно драться за место образования в России!”

Президент не пришел

Обсуждение отношений с РАО перетекло в обсуждение научного обеспечения. Много ли в 1995 году звучало на министерских коллегиях вопросов, связанных с наукой? Немного. Был ли заслушан хотя бы один министерский НИИ? Ни одного. Много ли людей занимаются в министерстве вопросами науки? Два-три человека.

Вот где проходит “линия фронта”

Отвечая на упреки в отсутствии боевого духа, Е.Ткаченко рассказал о своих действиях на линии фронта, там, где он ее видит, а именно о борьбе за бесплатное образование. Правда, борьба эта была длительной: в 1994 году президент предписал министерству подготовить Закон о приватизации образовательных учреждений, и только в мае 1995 года вышел его Указ о моратории на приватизацию. Последнее достижение: в январе вышел закон, из которого явствует, что в сфере образования приватизации не будет.

Затем Евгений Викторович обнаружил твердость и принципиальность и заявил, что пока он здесь, он не будет участвовать в собственной похоронной кампании и не допустит слияния министерства с Госкомвузом.

Интересно, конечно, следить за изменением интонаций министра, за борьбой “сильных мира”, однако совсем, наверное, не для этого собиралась итоговая коллегия.

Ольга ОГОРОДНИКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте