search
main
0

Школа открытых дверей

Концепция открытости – один из ресурсов школы

Ольга ГЕРМАНОВА – директор школы №3 в Петрозаводске. В должность она вступила в сентябре 2019 года и активно начала год. За несколько месяцев в образовательной организации состоялся театральный фестиваль для школ города, отпраздновали 35‑летие поискового клуба, провели общественно-педагогический марафон для учителей республики, информационно-методические семинары для педагогов города и республики. Ощущение, что концепция школы изменилась в сторону открытости и общения. О том, каков рецепт идеального педагогического события, о концепции школы и планах директорский клуб «Учительской газеты».

Ольга ГЕРМАНОВА

– Ольга Леонидовна, правда ли, что и у директора школы бывают наставники?

– Когда я определяла, прежде всего для себя, как буду жить в ближайший год, мне помогли слова Любови Наумовны Маляренко, учителя русского языка и литературы. Она тогда мне сказала, что ничто так не объединяет, как общее дело. Одним из таких общих дел стал 90‑й день рождения самой Любови Наумовны. Мы с коллегами организовали празднование для учительницы, которая работала в нашей школе не одно десятилетие и, по сути, для многих учителей осталась человеком, неформальным лидером и наставником, к которому можно прий­ти за советом, на разговор.

– Таких ярких событий за этот учебный год в школе было несколько…

– Одним из них, например, стал общественно-педагогический марафон «С любовью о Карелии». Мы с учителями впервые исполнили песню «Судьба моя – Карелия» поэтессы Елены Пиетиляйнен и композитора Сергея Суэтова. Я выступила в роли хормейстера. Есть у меня и задумка – создать хор директоров петрозаводских школ… Подготовка к форуму заняла без малого месяц. В школу по традиции приехали участники организации «Учитель Республики Карелия» из районов республики. У учителей появилась возможность познакомиться друг с другом, обменяться идеями, задумками. Кто лучше нас, жителей республики, смог бы так напомнить о традициях, любви к родному краю?

– Вы стали директором в сентябре 2019 года. Жизнь в школе с тех пор закипела. Почему?

– У школы много друзей. Мы готовы не только для своих учеников и учителей работать, но и принимать коллег. Объединяя усилия, получаем результат. Например, у нас есть театральная студия. На фестиваль мы пригласили школы города. Почти сразу появилась идея и фильм снять, и театральный фестиваль сделать традиционным. Это ведь не только труд, но и хорошие эмоции, обмен идеями…

– Расскажите, а есть ли рецепт идеального события для учителей? Вы ведь в качестве организатора разных педагогических событий выступали не раз?

– Один день любого педагогического события мы всегда посвящаем учителю. Это не о том, что педагог встал, рассказал, показал, сел, и нет его. Мы делаем мастер-классы, задания, занятия – создаем среду, когда учитель может чему-то научиться, вспомнить, сделать сам. У нас учителя и карельские костюмы примерили, и потанцевали. А сколько улыбок, настроения! Одни скажут – мелочь, но все-все находки форума мы с Центром развития образования Петрозаводска обобщим и выпустим педагогический сборник на диске, чтобы эти практики можно было тиражировать. Второй день – работа с детьми, общение с ними и во многом следование за интересом ребенка. Хотят ребята исполнять песню о Карелии вместе с учителями – хорошо. Просмотр фильма – тоже подходит. Так, многие наши ученики посмотрели фильм о карело-финском эпосе «Калевала». Прочесть его не всем под силу, зато для некоторых состоялось первое знакомство с важной книгой в неформальной обстановке.

– А как постулат, который несколько лет назад сформулировала Нина Минофиевна Залысина, народный учитель Карелии, о том, что учитель должен быть выездным?

– До начала пандемии коронавируса я предполагала, что каждые месяц-два мы будем с учителями выезжать в районы республики. У меня есть идея марафона-путешествия для школы, чтобы встречаться и обмениваться идеями, делиться педагогическими находками. Так, мы получили приглашение в Шелтозерский край, где, к моему удивлению, многие учителя не бывали. Ведем переговоры с Пряжинским и Суккозерским районами. Любая подготовка к выступлениям, общению с новыми людьми помогает учителю обогатить собственный опыт, настроиться, двигаться вперед.

– Некоторые считают, что должность директора – это скучная административная работа…

– Да, меня предупреждали. Много бумажной работы, вопросов, жизненно важных решений. Я все это время чувствую поддержку директорского корпуса и Управления образования Петрозаводска. Как и все школы, мы пережили несколько проверок в этом учебном году. Они помогли нам стать настоящей командой.

– Что вносит разнообразие в рутину директорской работы?

– Без событийных мероприятий, к организации которых необходимо приложить усилия, школа не интересна ни ученикам, ни учителям, ни родителям. Интереснее жить в ситуации успеха. Хорошо, когда есть тема, идея, интерес, которые будут объединять. Нам есть чем гордиться, чему радоваться. Не менее важно настроить коллектив на позитив.

– А как же учеба?

– Учиться в таком режиме, конечно, сложнее, но интереснее! Я за слово «интерес». На уроке должно быть интересно, в школе – интересно и, конечно, интересно в жизни. Учитель приходит в школу, и помимо его обычной работы может быть интерес, который мотивирует общаться между собой по-другому, учиться в процессе. Когда я прихожу на подобное открытое событие в другие школы, я тоже учусь. Я обращаю внимание на то, как все организовано, как школа оформлена. Это помогает потом делиться опытом, организовывать что-то свое. Например, встречая коллег на марафоне, мы постарались украсить столовую в карельском стиле. Приготовили еду на все дни по карельскому меню и тут же написали рецепты, их можно было сфотографировать, чтобы приготовить подобное дома. Дети перед этим мастерили для столовой карельские украшения.

– Ольга Леонидовна, а есть ли директор, работа которого вас вдохновляет?

– Мне бы хотелось создать свою модель, но с использованием опыта коллег. Например, я запомнила школу Сергея Казарновского. Необычная творческая атмосфера, в которой есть свое видение, театральный акцент. Ощущается качественное оснащение среды. Я работаю учителем музыки. Для меня по-прежнему важно чувствовать детей, они скорее подскажут. Я заметила, что нередко выпускники нашей школы связывают свою жизнь с музыкой. Есть музыкальные группы, ребята часто поступают в творческие вузы. Для меня, например, важно, что я как учитель не навредила. Мы создали особую атмосферу в школе, чтобы дети занимались творчеством.

– Ольга Леонидовна, вы много лет возглавляли заметную в республике организацию «Учитель Карелии», членами которой становились участники регионального конкурса «Учитель года Карелии», активные, любознательные педагоги…

– Я осталась представителем этой организации, а возглавил ее Евгений Кустов, победитель конкурса «Учитель года Карелии»-2019. Сейчас Евгений готовит форум, запланированный на сентябрь 2020 года, посвященный 20‑летию организации. Мы очень надеемся, что в Петрозаводск приедут педагоги из разных регионов России, наши коллеги и друзья. Событие планируется масштабное. Для меня важна идея организации на основе участников учительских клубов, объединенных конкурсом «Учитель года». Это бесподобная площадка, которая объединяет удивительных людей. Искренние, работоспособные люди, которые о своей деятельности говорят примерно так: «Мне до трех ставок не хватает четырех часов». Это те люди, которым по-настоящему интересно в жизни, в профессии. Замечать радость, несмотря на трудности, это нужно уметь. Учителя – те люди, которые должны нести позитив, надежду и радость, потому что им по-другому нельзя. Для коллектива, например, очень важно, чтобы директор улыбался в сложные времена, чтобы он выглядел хорошо, замечал людей и находил нужные слова.

Мария ГОЛУБЕВА, Петрозаводск, Республика Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте