В апреле состоялась шестая конференция профсоюзов работников образования стран Балтийского моря. В этом году участников конференции – 49 представителей шестнадцати профсоюзов стран региона, Интернационала образования (ИО) и Совета профсоюзов работников образования Северных стран (СПОС) – впервые принимала Россия. С российской стороны в работе конференции приняли участие заместитель председателя профсоюза Г.И.Меркулова, руководители Санкт-Петербургской и Московской организаций, работники профсоюза.
Профсоюз учителей Швеции в своей политике сделал главный упор на развитие а преподавателей. Уровень вознаграждения учителей не соответствует их вкладу в развитие общества. Общество не воспринимает учителей как реальных профессионалов в области образования. Существует необходимость продемонстрировать обществу, что место учителя способен занять не каждый. Улучшение социального статуса учителя – единственный путь достижения более высокой заработной платы, лучших условий труда.Поэтому главный вопрос: как улучшить качество образования? Согласно соглашению, подписанному между профсоюзом учителей и работодателями на различных уровнях (школы, муниципалитеты, области), созданы комитеты, состоящие из учителей, представителей профсоюза и работодателей. Главная задача комитетов – развитие а преподавателей. Роль профсоюза заключается в отстаивании более высокой заработной платы, которая соответствовала бы более высокому у. При этом единственный аргумент, принимаемый во внимание широкой публикой, – успехи учащихся.
Перед тем как провести форум, была создана подготовительная группа в составе представителей ИО, СПОС, отраслевых профсоюзов Германии, Дании, Швеции и России. Группа приняла решение о созыве конференции в Санкт-Петербурге, определила время ее проведения – 1-2 апреля 2003 года, наметила повестку дня. На обсуждение вынесли две проблемы – «Статус и образ учителя в обществе» и «Учительские организации в условиях глобализации».
Первому вопросу был посвящен доклад члена Российской академии образования профессора Алисы Петровны Валицкой. Участники конференции согласились: статус учителя – общая проблема для различных стран мира. Положение учителя в конкретной стране зависит от уклада жизни в государстве. Часто власти и общество по-разному относятся к преподавателям различного уровня и различных категорий. К тому же существует постоянное противоречие между политическими заявлениями и реальностями финансового обеспечения образования.
Мы привыкли к аксиоме: учитель определяет будущее цивилизации – «тот, кто несет знания, ведет ребенка». Но современные реалии корректируют устаревшие представления о роли образования. Полвека назад учитель был самым образованным человеком в обществе. Сейчас зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда родители учеников лучше образованы, чем школьные преподаватели. Давайте будем реалистами и поймем, что невозможно вернуть мир на сто лет назад. Профсоюзам работников образования необходимо выработать стратегию действий в сложившейся ситуации. Преподаватели должны стать настоящими профессионалами своего дела, а их ученики должны быть успешны в учебе. Только это может повысить статус педагогов. Пока же общество не осознает трудностей учительской профессии. Нам необходимо изменить это отношение.
В большинстве стран региона Балтийского моря учителя и образование в целом пережили трудные времена: низкая заработная плата, продолжительные невыплаты, децентрализация. В настоящее время в большинстве этих государств, за исключением России, педагоги получают стабильную, сравнимую со средней по стране заработную плату. Реформы образования в первую очередь касаются «оптимизации», изменения структуры существующих систем или форм управления. Иногда нормативные документы не соответствуют реалиям жизни, учителя практически лишены прав.
«Детали» проблемы участники конференции обсудили в группах.
Профессиональная этика
Сегодня общественность ожидает, что профессионалы обладают не только знаниями и опытом в своей области, но также следуют определенным этическим правилам. Свой этический кодекс есть у государственных служащих, бизнесменов, врачей, юристов. Конечно, этические принципы необходимы и педагогам.
Создавая этические кодексы или принципы, профессиональные группы, по существу, обеспечивают систему гарантии качества своих услуг и формируют нормы самодисциплины. Фактически это ответ на доверие общества к той или иной профессиональной группе.
Главная задача профсоюзов – помочь работникам образования осуществить программу профессиональной этики. Активное участие профсоюзов в выработке этических принципов положительно сказывается на их имидже и способствует оживлению учительского движения. Профсоюзные работники должны напоминать учителям, что профессиональные привилегии существуют в интересах каждого члена общества.
Этические нормы нельзя навязать, они могут быть созданы лишь самой профессиональной группой. Работу над этическими принципами можно начать с ценностей, которые признаются не только членами этой профессиональной группы, а обществом в целом. Это может быть Декларация ООН о правах человека. Опыт показывает, что этические принципы должны охватывать все категории преподавателей, в дискуссиях должны принимать участие как можно больше учителей, и не только члены профсоюза.
Этические принципы касаются основных областей деятельности и жизни учителя:
• отношений преподавателей и учащихся, ответственности преподавателя перед учащимся, вопросов равенства и справедливости,
• личности учителя, его развития, отношение к преподавателю,
• отношений педагогов в своей профессиональной группе, взаимного уважения,
• отношения преподавателей к своей работе и соответствующему законодательству,
• отношений между образованием и обществом.
Педагогический
профессионализм
Профсоюз учителей Швеции в своей политике сделал главный упор на развитие профессионализма преподавателей. Уровень вознаграждения учителей не соответствует их вкладу в развитие общества. Общество не воспринимает учителей как реальных профессионалов в области образования. Существует необходимость продемонстрировать обществу, что место учителя способен занять не каждый. Улучшение социального статуса учителя – единственный путь достижения более высокой заработной платы, лучших условий труда.
Поэтому главный вопрос: как улучшить качество образования? Согласно соглашению, подписанному между профсоюзом учителей и работодателями на различных уровнях (школы, муниципалитеты, области), созданы комитеты, состоящие из учителей, представителей профсоюза и работодателей. Главная задача комитетов – развитие профессионализма преподавателей. Роль профсоюза заключается в отстаивании более высокой заработной платы, которая соответствовала бы более высокому профессионализму. При этом единственный аргумент, принимаемый во внимание широкой публикой, – успехи учащихся.
Повышение
квалификации учителей
Материалом для дискуссии по этому вопросу стали реалии системы образования Германии. Основные проблемы подготовки преподавателей обусловлены федеральным устройством немецкого образования, деградацией статуса учителя, отсутствием практической помощи учителю, слабой педагогической, методологической и психологической подготовкой будущих преподавателей.
В некоторых странах наблюдается «перепроизводство» преподавателей и низкое качество профессиональной подготовки, в других, к примеру в Литве, произошла децентрализация и создана новая система аттестации, оценки работы педагога и повышения квалификации, что положительно сказалось на качестве преподавания. Географически большие страны сталкиваются с проблемами школьного образования в сельской местности.
Несомненно, на подготовку преподавателей и реформы в образовании будут влиять процессы в высшем образовании, связанные с декларацией в Болонье.
Прием на работу
В ходе обсуждения группа сформулировала основные пункты дискуссии:
• различные пути найма учителей и их правовое обоснование,
• факторы, влияющие на наем: статус учителя, уровень образования, положение на рынке труда,
• глобализация и ее влияние на рынок труда,
• наем и профессиональное развитие молодых учителей,
• роль профсоюзов в решение перечисленных вопросов.
Оказалось, что соотношение спроса и предложения на рынке труда в образовании в различных странах региона может быть совершенно противоположным.
Большое внимание было уделено формам существующих трудовых соглашений и контрактов. Все участники указывали на важную роль коллективных соглашений.
Наем, продолжение работы в учебном заведении и профессиональный рост учителей, особенно молодых, – огромное поле деятельности для профсоюзов. Формы работы в различных странах зависят от национальной ситуации.
Второй вопрос повестки дня – «Учительские организации в условиях глобализации» – был представлен Шиной Хэнли, заместителем генерального секретаря ИО.
Процесс глобализации, находящийся в центре внимания политической жизни последние 20 лет, вынуждает национальные правительства менять социально ориентированную политику на конкурентоспособную. Профсоюзы – помеха в этом движении. Образование оказалось мишенью политики дерегулирования и первым попало под огонь неолиберальных доктрин. Глобалисты пытаются пересмотреть условия труда работников образования, оспаривают их право на труд и заработную плату, реорганизуют образование в целом.
Реформы проводятся под предлогом необходимости приведения образования в соответствие с требованиями нового информационного века. Считается: то, что хорошо для корпораций в мировом рыночном хозяйстве, должно быть хорошо и для образования. Образование ныне рассматривается не как составная часть прав человека, основа здорового демократического общества, а как «товар», у которого есть «покупатели».
Современная ситуация требует от профсоюзов изменения стратегии. Мы должны понять, где можем наилучшим образом влиять на принятие решений – а это ВТО, МВФ, ВБ. Связующее звено между национальными профсоюзами и этими организациями – Интернационал образования. ИО выступает за исключение основных социальных служб, включая образование, из предмета переговоров в рамках ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами). Участники отметили, что в работе международных монетарных организаций отсутствует прозрачность. Выступающие говорили о том, что нам необходимо больше информации, чтобы можно было проанализировать происходящее.
Результаты децентрализации во многих частях мира ужасны. Необходимо четко и ясно определить роль и обязанности различных уровней управления. Государственные, областные и местные власти должны обладать юридически оговоренными полномочиями, касающимися различных аспектов образования. Недопустимо, чтобы в образовании утверждались принципы управления закусочными «Макдоналдс».
На фоне ослабления роли общественных организаций в сфере образования повышается ответственность профсоюзов работников образования. Профсоюзные лидеры могут помешать тем, кто хотел бы добиться претворения в жизнь коммерциализации образования. Глобализация означает, что наши профсоюзы должны смотреть дальше границ своих стран, укреплять международное сотрудничество.
В заключение участники сказали о необходимость превратить Балтийские конференции в постоянное мероприятие в рамках деятельности Интернационала образования для развития профсоюзного сотрудничества в регионе, особенно в свете скорого вступления в Европейский Союз большинства этих стран.
Комментарии