Здесь же, в Масленникове, прошло первое заседание Попечительского совета Юго-Западного округа, в котором принял участие и губернатор Самарской области Константин Титов. В его составе – известные, уважаемые в области люди, перед которыми ставится задача осуществлять общественный контроль за образованием, определять потребности общества.
Именно здесь шел разговор и о том, что мешает реформам. Причины, как выяснилось, только внешние. Во-первых, установлены разные нормативы, что изначально ставит школы в разные условия. В Красноармейском районе число руководителей в школах в расчете на 1 ученика пока еще различается в разы. Не всегда хватает автобусов. Местами отсутствие дорог мешает рационально организовать сеть образовательных учреждений. Там, где еще не образованы округа, школа зачастую находится не в дружественной социальной среде, и у образовательных центров возникают проблемы с муниципалитетами. В некоторых районах плохая телефонная связь – препятствие для работы в интернете.
Губернатор покритиковал руководителей муниципалитетов, которые забывают о дорогах. Со связистами сложнее – это частные фирмы, которые, по его словам, не торопятся вкладывать средства в развитие. “Будем искать пути воздействия на них”, – пообещал он.
В то же время очевидны и многие плюсы создания образовательных округов. Среди них – обеспеченность школ компьютерами. Так, в 1999 году 1 компьютер приходился на 300 детей, а в 2002-м – уже на 60, а в Хворостянском районе – даже 1 на 39. Причем очевидно, что, войдя в жизнь школы, они входят и в жизнь села, появляются дома и у педагогов, и у детей. Созданы маркетинговые службы при округе и при каждом ПТУ. Но главное, что учету не поддается, у всех работников образования – блеск в глазах, они увлечены переменами и работой, которая им предстоит.
Что у вас закрылось с созданием образовательного округа? Этот вопрос журналисты не устают задавать Владимиру Пылеву, руководителю Юго-Западного образовательного округа. И он постоянно отвечает, что цель организации округа – не экономия на обучении, а предоставление возможности ребенку получить качественное образование, хотя сократились и количество управленцев, и затраты на содержание аппарата. Заботы теперь другие. Как сообщил заместитель главы администрации Красноармейского района, там перестали думать о зарплате педагогам, теперь думают об установке счетчиков расхода воды, газа и т.д. Из 36 детских садов и школ осталось 20, остальные стали структурными подразделениями. И это естественное развитие ситуации. Говорят уже и о том, что аренда школьных автобусов дорого обходится, пришло время их покупать.
Речь не идет о закрытии всех сельских школ, как пугаются иногда его жители. Родителям все еще хочется иметь в каждом селе или в каждом районе города свой московский университет, говорили члены совета. Но по Конституции государство обязано предоставить детям лишь среднее образование, что и выполняется. Начальная школа есть везде, а потом детей начинают возить в другую школу. И родители постепенно привыкают к тому, что школа – это не камера хранения, а все-таки способ получения образования, которое нужно в жизни.
“Главы администраций начинают думать, как использовать образование для развития своей территории, как сформировать кадры, которые им нужны, как избавиться от наркоманов, как изменить ситуацию с безработными, – так прокомментировал первое заседание Попечительского совета руководитель Департамента науки и образования Ефим Коган. – Об этом они начинают думать, это и есть их задача. А строить образование – не их дело. И пока эта сфера будет принадлежать муниципалитетам, они будут заниматься не своими проблемами. Будет гибнуть и одно, и другое”.
На следующем заседании было решено определить, какие специалисты нужны региону. Ведь для того чтобы образование стало фактором развития, структура профессиональной подготовки должна опережать или хотя бы соответствовать структуре экономики. К 1 сентября программа должна быть готова, поставил точку губернатор.
Ирина ДЕМИНА
Комментарии