search
main
0

Школа не должна быть без педагогики и педагога

​Дмитрий ГРИГОРЬЕВ, директор Центра образования №825: – Изучая как научный сотрудник РАО историю отечественной педагогики, работая (так уж повезло!) вместе с великим педагогом современности Владимиром Караковским, я понял одну простую истину – настоящие педагоги всегда работают на результат.

Успешная сдача ЕГЭ, поступление ребенка в вуз, даже подготовка квалифицированных кадров для инновационной экономики – это все частные результаты. Они кажутся обществу наиважнейшими ровно до тех пор, пока не разрушается юными руками Манежная площадь, не вспыхивают предместья Парижа и кварталы Лондона. Вот тогда общество вспоминает, что педагогика – это передача норм и ценностей культуры.Сегодня педагогика не только в России, но и по всему миру с культурным наследованием справляется все хуже. Растет число «школ без педагогики», своего рода репетиционных центров. Учитель и ученик встречаются здесь как функции (обучать и обучаться), но не как люди, не как поколения. Школы, как верно заметил министр образования Москвы Исаак Калина, перестают быть воспитательными системами. И те лучшие общественные силы, которые это видят, задают два вопроса: «Может быть, общество делегирует в учителя не совсем тех людей?» и «Может быть, общество не так вознаграждает учителей за труд?»Про «не тех людей» говорить не буду, это сложная и тонкая самостоятельная тема, а вот про вознаграждение скажу, специально используя этот объемный термин. Вознаграждение учителя за труд – это не только достойная зарплата, но и звания, грамоты, медали, хорошее жилье, позитивный образ в общественном сознании, правовая и моральная защищенность, достойная пенсия и еще многое другое. В условиях работы учителя на результат (а другого кризисное общество просто не может себе позволить) вознаграждение может быть только стимулирующим. Тот, кто хоть раз чего-то в жизни действительно добивался, достигал, знает, что он делал это либо на внутренних, либо на внешних стимулах. Нет крепких стимулов – нет стоящего результата.Российское общество и государство как можно скорее должны выстроить систему стимулирующего вознаграждения учителя. Стимулирующая система оплаты труда – только часть этой системы. Важная, но часть. Более того, я убежден, что финансовое стимулирование будет эффективным только в составе системы морального стимулирования учителей. И если прозрачным и понятным становится распределение финансовых средств в зависимости от результатов работы педагога, то такими же прозрачными и понятными должны стать процедуры представления педагогов к наградам, получения жилищных субсидий и кредитов.При этом не следует забывать, что школа – это не просто совокупность педагогов-профессионалов. При таком совокупном подходе результаты работы одного учителя на уроке легко могут быть уничтожены другим учителем на другом уроке. Современное учительствование – командная игра. Как известно, в хорошей школе плохих учителей не бывает – они либо уходят, либо профессионализируются. Устойчивый результат дают именно учительские команды, и они обязательно должны поддерживаться, в том числе финансово.Работа на результат, обеспечение культурного наследования – это, на мой взгляд, главный вклад образования в развитие гражданского общества столицы. А пилотный проект развития общего образования в Москве, в котором мы все стали либо участниками, либо свидетелями, – вклад в стратегию развития гражданского общества, потому что за выравниванием финансирования школ в конечном счете стоит вопрос о том, строим ли мы общество солидарное, помнящее о взаимоподдержке, равных возможностях и социальной справедливости, или общество жестко конкурентное, разделенное на группы и группировки, борющиеся за лучший кусок хлеба, за лучшее место под солнцем.За повышением самостоятельности и открытости школ стоит вопрос о том, появятся ли у нас местные сообщества граждан, вместе решающие общие социальные проблемы и, главное, доверяющие друг другу. Через управляющие советы, через настоящих общественных людей в школу обязательно придут неимитационные социальные практики. В итоге наши дети смогут почувствовать себя в школе не только учениками своих учителей, но и гражданами школы, гражданами большого общества. И в этом большом гражданском обществе должна быть внятно и ярко представлена педагогическая позиция.Педагогическая позиция, как и всякая другая, – это единство сознания и деятельности человека: я думаю о том, что и как я делаю, я делаю так, как я думаю. Скрепляет профессиональное сознание и деятельность в позицию «профессиональная общность». Не имея общности с другими, очень трудно держать свою позицию.Замечу, что общность объемнее и глубже, чем просто организация. Если организация – это целевое объединение людей по заранее определенной структуре, то общность – объединение людей на основе общих ценностей и смыслов: профессиональных и нравственных. В организацию люди входят, в общности люди встречаются, нормы, ценности, смыслы взаимодействия привносят сами участники общности. Хочу надеяться, что Московское региональное отделение Всероссийского педагогического собрания станет настоящей профессиональной общностью. Ведь общность – это еще и доверие, главный дефицит нашего времени.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте