Пандемия коронавируса диджитализировала все на своем пути, и система образования не стала исключением. Если бакалавриат, магистратура, МВА и прочие ДПО давно стоят одной ногой по ту сторону «черного зеркала» и активно используют удаленные способы коммуникации преподавателя и слушателя, то школьное образование всерьез столкнулось с необходимостью перехода в онлайн только сейчас. Не готовы оказались все три стороны, вовлеченные в процесс, – учителя, школьники, родители. Каких правил нужно придерживаться, чтобы сделать уроки в онлайн-формате максимально эффективными, не разрушив психику ни себе, ни ученикам? Выделим 10 основных правил.
- Подготовка к уроку
Звучит неправдоподобно, но к онлайн-уроку нужно готовиться ничуть не меньше, чем к его живому аналогу. Обычно даже больше! Слайды, инфографика, таблицы, иллюстрации, видеофрагменты, майнд-мэпы – теперь все это должно быть максимально красивым и содержательным. Для этих форматов экран – естественная среда обитания. В онлайн-реальности эти визуальные средства не опциональные вспомогательные инструменты, как в живом выступлении, а центр внимания. Готовясь к онлайн-уроку (или, кстати говоря, онлайн-совещанию с коллегами, принципы те же), досконально продумайте его структуру, регламент и наполнение. Постарайтесь заранее выслать информацию ученикам, а также озвучить ее в начале встречи.
- Пространство
Потратьте некоторое время на поиск или обустройство оптимального места для проведения ваших онлайн-уроков:
а) такого, чтобы вероятность быть отвлеченным домашними была минимальной (в идеале, если есть дверь, которую можно закрыть);
б) чтобы вы чувствовали себя в нем комфортно, но при этом собранно и подтянуто.
- Ресурсное состояние
Среди тех, у кого нет собственного опыта ведения онлайн-уроков или онлайн-лекций, существует заблуждение, что это уютный и расслабленный процесс – спикеру можно вальяжно расположиться перед монитором в собственной гостиной в тапочках и пиджаке, взять кофе и начать вещать. На самом деле нет. Выступление онлайн перед учениками – очень энергозатратный формат для учителя. Вы не чувствуете обратной связи, не видите горящих глаз и микрокиваний, не слышите трепетной тишины во время вашего пламенного монолога. Тишина будет, но не та, которая сигнализирует o почтении и интересе. Внимание слушателей постоянно ускользает от вас, переносясь то на чай, то на младшего брата, то на кота, то на пришедшую эсэмэску. В реальном пространстве – в классе – у учителя гораздо больше власти над аудиторией, чем в пространстве монитора. Поэтому приходится компенсировать дополнительными вливаниями энергии. Чтобы все получилось, в пространство онлайн-урока руководителю нужно входить в абсолютно ресурсном состоянии – полным сил, концентрации и интереса к происходящему. Если учителю будет хотя бы немного скучно от самого себя, слушатели без капли угрызений совести начнут заниматься своими делами.
- Тайм-менеджмент
Ощущение того, что, если вы дома и никуда ехать не надо, значит, вам нужны лишь пара минут, чтобы включить ноутбук и начать урок, ложное. В вебинарную комнату оптимально зайти за 10-15 минут до начала. Не переживайте, чем занять эти 15 минут. Проверить звук и видео, протестировать, все ли открывается в вашей презентации, привыкнуть к своему изображению на мониторе, выдохнуть и настроиться – необходимый ритуал перед онлайн-занятием.
Тайм-менеджмент самого урока тоже должен быть модифицирован. От экрана наша психика быстрее устает, поэтому, работая онлайн, необходимо чаще менять форматы взаимодействия, режимы подачи информации, устраивать перерывы, лучше структурировать информацию.
- Вовлеченность учеников
Домашняя обстановка – это поле (в терминах Курта Левина) со множеством стимулов. Стоит телевизор – нужно включить, лежит толстовка – чего она лежит, нужно убрать, идет кот – нужно погладить, увидел кофемашину – «o, сделаю-ка я кофе», и так до бесконечности. И в учителях, и в учащихся включается «полевое поведение» – поведение, движимое стимулами поля, а не нашими целями. Не говоря про братьев и сестер, жен и мужей, детей и родителей и прочие «стимулы поля», отвлекающие посильнее желания съесть сырник, который, «я помню, один оставался в холодильнике». В домашней обстановке мы годами занимались домашними делами, поэтому быстро перестроиться – сложный вызов. Чтобы победить в борьбе за внимание все соблазны поля, окружающего ваших учеников, уходите от монолога в сторону полилога. Давайте учащимся возможность узнать друг друга, спорить, рассказывать o своем опыте. Это создаст вовлеченность, снимет нагрузку с учителя и позволит школьникам воспринимать происходящее не как телепросмотр, а как продукт совместной деятельности.
- Смена форматов
Не больше 15 минут одной формы. Информационный блок – дискуссия – видеофрагмент – обсуждение видео – работа в группах – снова информационный блок и т. д. Объем внимания учеников при онлайн-обучении еще меньше, чем при классическом. Менять форматы работы просто необходимо. Тормошите своих слушателей, заставляйте действовать, выводите действие в офлайн, тогда они будут не просто свидетелями, а соучастниками, и ваш онлайн-урок станет для них собственным опытом. Например, дайте 20 минут на задание за пределами монитора, нарисовать майнд-мэп проекта и прислать его фотографию, снять видео себя, выполняющего задание, и т. д.
- Веб-камера
В онлайн-обучении и при включенной камере сильно ослабляется невербальный канал коммуникации – по видеосвязи мы по-прежнему считываем положение собеседника, его позу, мимику, жесты, тон голоса, но точность интерпретации этих сигналов падает по сравнению с очным общением, поскольку многие нюансы не передаются через веб-камеру. Поэтому нам сложнее выявить обман или манипуляцию со стороны собеседника. Но вовсе без изображения нашему социальному интеллекту придется еще тяжелее. Настоятельно попросив всех учеников включить веб-камеру, вы создадите ощущение соприсутствия всех в пространстве дискуссии и в разы снизите вероятность заработать себе шизофрению от разговора с пустыми черными квадратиками на экране. Вам будет легче контролировать динамику дискуссии, и вы точно не будете вещать фоном, пока ваши ученики, выключив звук и видео, моют собаку, листают TikTok или пекут печенье.
- Технические средства, необходимые для онлайн-урока
Какую бы онлайн-площадку для проведения совещания вы ни выбрали, скорее всего, в ней есть основные инструменты, которые вам понадобятся. Нужно только заранее опробовать, как они работают именно на этой площадке:
а) возможность демонстрировать слайды, текст, видеофрагменты. Для этого обычно есть отдельные опции, но универсальным решением будет демонстрация вашего экрана, так вы сможете показать ученикам любой контент, который можете запустить на своем компьютере. Кстати, не забудьте почистить рабочий стол своего компьютера от папок и файлов с провокационными названиями, если собираетесь пользоваться опцией «показать свой экран»;
б) чат при должном использовании может стать эффективным инструментом дискуссии. Если же чат ускользнул от внимания учителя и школьники понимают, что учитель чат не контролирует, в нем может развернуться параллельная ветвь дискуссии не всегда по повестке дня, что снизит эффективность урока;
в) голосование/опрос. Иногда имеет смысл создать отдельную форму, ссылку на которую вы можете скинуть участникам урока и тут же увидеть результаты опроса в виде хорошей инфографики. Найти платформу для создания опросов не составит труда.
- Small talk
Тут хорошо работает принцип «если невозможно отменить, лучше возглавить». Школьники испытывают депривацию общения, всем важно обсудить текущую обстановку и обменяться новостями, это полезно для психологического состояния учащихся, атмосферы в классе и для продуктивности. Поэтому есть смысл прописать в регламенте урока две точки отсчета – сбор учеников (за 15 минут до начала урока) и начало урока. В перерывах и в конце учебного дня также давать возможность поболтать и обсудить насущное. У всего мира сейчас дефицит общения, негуманно лишать учащихся радости коммуникации на отвлеченные темы.
- Итоги и обратная связь
В конце онлайн-урока необходимо вернуться к изначальной повестке, подвести итоги по ключевым вопросам, проговорить, какие основные выводы сделаны, наметить цели на следующее занятие. Также важно создать возможность для учеников дать обратную связь по прошедшему уроку, задать вопросы, дать комментарии. Если вы будете стимулировать желание учеников делиться впечатлениями от урока, у них не останется чувства недосказанности, а у вас будет достаточное количество обратной связи, чтобы улучшать дальнейшие занятия.
Эффективность // вместо выводов
Из чего складывается эффективность урока? Диджитал-формат позволяет минимизировать временные и материальные затраты, при этом дает возможность достигать прежних показателей по информативности.
Но ведь усвоенные знания – это не все. Качественно выстроенные уроки активизируют эффект синергии в классе и стимулируют генерацию новых идей, позволяют выстраивать связи внутри класса, рушить барьеры между учащимися, поддерживать работу класса как единого целого, развивают целый набор soft skills, напрямую не связанных с предметом, но так необходимых для лидерства в современном мире. Если получится перенести развитие и этих тонких уровней soft skills в онлайн, задачу можно будет считать выполненной. А пока нам всем есть куда расти.
Кристина ИВАНЕНКО, кандидат психологических наук, доцент РАНХиГС при Президенте РФ, генеральный директор FOCUS
Комментарии