search
main
0

Школа на двух берегах. У нее одна идея – ранняя профилизация

Мысль о том, чтобы открыть лицей с физматуклоном, пришла мне в конце 80-х, как ни странно, потому что я учитель русского языка и литературы. Мне кажется, именно эти предметы формируют нравственный стержень. К тому же я училась в школе №69, у знаменитого омского педагога Ивана Михайловича Чередова. И хотя успевала одинаково по всем предметам, пошла в педагогический на филологию. Помните, тогда было модно доставать книги? А читали их мало. И мне казалось: кто, если не я, всем расскажет, как надо любить чтение! После института, который окончила с отличием, отправилась в деревню – сеять разумное, доброе, вечное. Потом засобиралась в аспирантуру и замуж, вернулась в Омск, а с работой в школе как-то не везло, тогда в Департаменте образования стояла огромная очередь из желающих устроиться. Взяли временно – на замену заболевшему учителю. В школе я научилась краситься и ходить на каблуках, иначе меня дежурные не опознавали – хватали за шкирку: «Из какого класса опоздавшая?» В итоге оказалась в Сибирском автодорожном институте на рабфаке.

И вроде пошла карьера –  стала заместителем декана факультета довузовской подготовки. Но наступали другие времена. Рабфаки умерли, как, впрочем, многое. А  мне хотелось создавать. Тем более что работала в приемной комиссии, слышала жалобы, что школа плохо готовит детей к вузу. Да и сама видела вал шпаргалок. Думать перестали дети,  вот что обидно. Ну а что говорить без толку, делать надо. Выступила на ректорате с идеей создать школу при СибАДИ – самим готовить наших будущих студентов. Поддержали меня  ректор вуза Леонид Георгиевич Горынин и проректор по учебной работе Валентин Тимофеевич Ильюшенко. Директор Департамента образования Николай Тимофеевич Пашков сказал: «Пробуй».  Не сразу, конечно, все получилось – читала, изучала, готовила бумаги, присматривала преподавателей. И  в сентябре 1990 года на правом берегу Иртыша открылась школа №149 при СибАДИ, получившая статус средней общеобразовательной экспериментальной. В школьные классы Сибирского автодорожного института пришли всего 75 ребят: один девятый, один десятый, один одиннадцатый классы. Желающих оказалось много – конкурс составил 7 человек на место, поэтому школа стала постепенно расти. Нам выделили целый этаж, преподаватели вуза с удовольствием занимались с ребятами.  И все же мне чего-то не хватало,   кажется, именно школьного духа: суеты, малышни, даже двоечников! Тем более что мне тогда,  как и сейчас, казалось, что профилизацию надо начинать раньше. Дети должны искать себя, пробовать, ошибаться, а в старших классах это делать просто уже некогда, нагрузка огромная. Опять стала думать, советоваться. А тут школа №20 на левом берегу осталась бесхозной. Ну и трудная она была: надо сказать,  туда спихивали всех, кого не брали в другие. Рискнула: в 2003 году две школы – левобережную №20 и правобережную №149 – реорганизовали,  и 1 сентября 2003 года теперь считается днем рождения лицея  №149. Далась реорганизация непросто. Пришла я в июле в  бывшую «двадцатку», а там водопад в столовой, лужи в классе, который я хотела сделать компьютерным,  СибАДИ помог с техникой. Спустилась в подвал – ужас. Бассейн развален. Что делать? В вузе я от этих хозяйственных хлопот была освобождена. Вышла в расстроенных чувствах на улицу и встретила своего бывшего рабфаковца Пашу, уже руководителя строительной фирмы. Вернулись назад, прошлись, я все записывала  под диктовку, потому что раньше слов вроде «ливневки» и не знала. Паша вместе с однокашниками и залатали мне крышу. Сто раз повторили, что это временно, что крышей надо заниматься всерьез. Но тогда спасли. Потом подобных подарков было много. Хотя  за крышу по-настоящему мы беремся только нынче летом, бассейн так и не отремонтировали. Но школа же  живой организм. Все время что-то ломается, что-то возрождается. И, вероятно, построена она была не совсем качественно. Помню, стали трубы в туалете менять, и стена рухнула. Или вдруг крыльцо поехало – давняя трещина разделила его на две половины. Обратилась к нашему депутату  Олегу Владимировичу Шишову, помог. Но ремонт в лицее идет перманентно. Самое главное – мы никогда не думали, что вот закончим ремонт,  тогда займемся учебным процессом. Дети в профильные классы пришли,  это ведь была уже не злополучная «двадцатка», а школа №149 при СибАДИ. Коллектив соскучился по настоящей работе, хотя задачи мы сразу поставили серьезные:  углубленная подготовительная работа по предметам, входящим в программу вступительных испытаний в технический  вуз, ранняя диагностика профессиональной ориентации школьников средней ступени. Сейчас мы работаем  над реализацией второй программы развития – «Создание модели профильной школы на базе комплекса «школа – вуз» как условие повышения эффективности обучения и ранней профессиональной ориентации обучающихся». В лицее на двух берегах 700 ребят учат  80 педагогов. Среди них 7 кандидатов наук, доцентов, 10 старших преподавателей вузов, 15 отличников просвещения и почетных работников общего образования РФ, 9 человек награждены почетными грамотами Министерства образования РФ.  Большинство аттестованы на высшую квалификационную категорию. Знания и опыт вузовских педагогов, соединенные со школьным опытом, помогли учителям средней общеобразовательной школы сделать свою работу по-настоящему творческой и найти путь к каждому ученику.У нас две территории – на левом и правом берегах. Но мы  один лицей с одной идеей. В учебном процессе особое внимание уделяется изучению физико-математических дисциплин, черчения, химии, но и  гуманитарная подготовка дается в  полном объеме.  В учебном плане есть часы на факультативные занятия и индивидуальные консультации, есть все возможности для углубленного освоения материала и самореализации школьников. Учиться у нас трудно, мы об этом предупреждаем сразу. Профиль начинается в старших классах, но,  к примеру, уже в 5-м начинается  физика. Точнее, это еще не наука, а полуигровые занятия «Мир физики». В старших классах – сессионная система. Причем если зимняя  наша, то летнюю принимают в СибАДИ  вузовские преподаватели, не знакомые с детьми. Они должны готовиться к жизни. А мы сессии анализируем досконально – где  западает,  почему и кого надо подтягивать. Но несданная сессия  не повод для того, чтобы рекомендовать ребенку другое учебное заведение, это повод в первую очередь быть к нему внимательнее. Двоечников у нас нет по-прежнему.  Учим. У нас есть дополнительные услуги – практикумы по решению физических и математических задач. Но это  именно дополнение к программе, которая и без того сложна. При этом  если с ребенком нужно заняться дополнительно, чтобы подтянуть по программе, никто никогда не откажется, никто никогда не унизит ученика. Репетиторство у нас не в чести. Я совершенно уверена, что репетитор может дать углубленные знания по какой-то отдельной теме, но базу, основу закладываем мы, школьные педагоги. Хотя ребята приходят всякие. Во-первых, с микроучастка  в обязательном порядке. Во-вторых,  желающие со всего города. Отбор для младших простой – желание у нас учиться. Для старших работают подготовительные курсы. Я провожу родительские собрания и с каждым в отдельности разговариваю: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал художником или артистом, есть другие хорошие учебные заведения». И все-таки  каждый год кто-нибудь да уходит на филфак! В прошлом году было 224 выпускника, в   вузы поступили  222, из них двое – на гуманитарные специальности. Добиваемся стопроцентной успеваемости с помощью контроля, ежедневного общения с ребятами, их родителями. Ищем общий язык. Хотя трудно. Заброшенных детей много. Если в классах профильного обучения при автодорожной академии на правом берегу я провожу дни  встречи с родителями и  яблоку упасть негде, то на левом поначалу было почти пусто. Приходится сталкиваться с непонятной родительской логикой: «Я по горло занят на работе, мне некогда в школу ходить…» Не верю: если работают, чтобы достойно содержать своих детей, то  к их школьным проблемам не могут быть равнодушными! Это можно исправить только постоянными беседами с детьми и их мамами и папами.  И когда мы отмечаем хороших, достойных ребят, то обязательно поименно благодарим их родителей. Наш лицей имеет много наград и званий. Особенно горжусь тем, что лицей №149 внесен в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».  За  20 лет мы подготовили 125 медалистов, наши выпускники уже защитили 18 кандидатских и 1 докторскую диссертацию. Я уже не говорю о том, что ребята ежегодно становятся призерами окружных и городских олимпиад и почти полным составом поступают в вузы. Думаю, это все потому, что в едином стремлении к творческой деятельности объединились педагоги средней и высшей школы, дети и взрослые, понимающие, в какое трудное время мы живем и  как важно не отступать перед трудностями.  ​Анна СЛОБОДИНА, директор лицея №149, почетный работник общего образования РФ, заслуженный учитель РФ, Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте