Выстроены ли взаимоотношения «школа – колледж – предприятие – вуз»? Какие кадры политехнического профиля нужны работодателям города Москвы? Как работают первые образовательно-производственные кластеры в столице? Этим актуальным проблемам была посвящена Вторая открытая научно-практическая конференция политехнического колледжа №19.
Инициаторы и организаторы конференции (директор колледжа Игорь Ходас и председатель оргкомитета конференции, руководитель структурного подразделения по инновационной работе Александр Белоглазов) предложили новое решение проблем политехнического образования, создали профессионально работающие группы из представителей школ, колледжей и вузов, работодателей, сетевых учреждений, органов исполнительной власти, а сейчас работают над созданием новой модели взаимодействия, которая включает раннюю профориентацию, игровые технологии для школьников, сетевое взаимодействие образовательных учреждений, механизмы кластерного взаимодействия с партнерами, организацию конкурсов проектно-исследовательских работ, профессионального мастерства, научно-практических конференций, смотров-конкурсов работ обучающихся для работодателей.В конференции приняли участие представители ЮНИДО (ООН по промышленному развитию), Департамента образования города Москвы; Восточного окружного управления образования, Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования Восточного окружного методического центра, Центра ресурсного обеспечения образовательных учреждений ВАО, а также социальные партнеры – ОАО «Мосводоканал», ООО «Олекс Холдинг-М», ROTHENBERGER AG, ЗАО «Конструктор», ЗАО «Дидактические системы», ООО «Эффектон», ОАО «ММЗ «Вымпел», ООО «Простой.Ру», представители ЦО №2072, лицея №1502, школ №446 и №399, представители молодежных научных обществ колледжей и школ.Теперь уже стало традицией, что в рамках конференции прежде всего подводят итоги конкурса проектно-исследовательских работ обучающихся средних школ и колледжей, для участия в котором впервые по четырем экологическим номинациям были приглашены студенты вузов.Конкурс проводился по восьми направлениям (номинациям): «Инновационные продукты: специализированный инструмент и оборудование для прочистки и обследования труб и каналов, оборудования в области сантехники, отопления, кондиционирования, холодильной техники, газоснабжения» (модераторы – предприятие ROTHENBERGER AG, ООО «Олекс Холдинг-М»); «Инновационные машиностроительные технологии и автоматизация производственных процессов в промышленности и строительстве» (модератор – ЗАО «Дидактические системы»); «Машиностроение. Область Металлообработка» (модераторы – политехнический колледж №19 и ОАО «ММЗ «Вымпел»); «Информационно-коммуникационные технологии, компьютерная графика, 3D-технология, мультимедиатехнологии» (модераторы: ООО «Простой.Ру», ЗАО «Конструктор») и четырем номинациям регионального этапа Всероссийского конкурса «Защитим озоновый слой и климат Земли»: «Социально-экологические проекты» (модератор – Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации); «Рефераты» (модераторы – политехнический колледж №19, ООО «Эффектон»), «Учебно-исследовательские работы» (модератор – ООО «Олекс Холдинг-М»), «Социальная видеореклама» (модератор – ОАО «Мосводоканал»).Сам конкурс состоялся на базе двух территориальных отделений колледжа «Соколиная Гора» и «Новогиреево». Проектно-исследовательские работы оценивало независимое жюри, в которое вошли представители школ, колледжей и работодателей, председателями жюри по номинациям были выбраны представители предприятий – модераторов номинаций. На отборочный этап конкурса были поданы 146 заявок, что в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Серьезным испытанием для конкурсантов стало новое положение о конкурсе проектно-исследовательских работ, где примерные темы работ в каждой номинации были предложены работодателями, партнерами колледжа и оргкомитетом самого колледжа. По каждой номинации был назначен компетентный консультант от работодателей, в Положении о конференции появились ссылки на отраслевые сайты и сайты предприятий, на официальном сайте политехнического колледжа №19 – рекомендации работодателей по написанию работ и рекомендуемые к использованию материалы. Тем не менее на отборочном этапе было выявлено, что большое количество присланных работ участников не соответствуют рекомендациям модераторов номинаций. Такие работы были выполнены на свободную тему. Так же, как и на конкурс первой конференции, но в большем объеме, были присланы работы, не соответствующие и самим номинациям. Чтобы допустить для участия интересные работы, соответствующие номинациям, при поддержке модераторов оргкомитет принял решение об увеличении количества призовых мест и разделении работ, участвующих в номинациях, на две подгруппы – «Профессиональная компетенция» и «Свободная тема». Понятно, что более высокие требования были предъявлены к работам по профессиональным компетенциям. Для участия в конкурсе были допущены 58 проектов из 8 школ и 14 колледжей по «Профессиональным компетенциям» и 34 проекта из 12 школ и 11 колледжей по «Свободной теме».Победителям вручили дипломы, подарки: планшеты, фотоаппараты, блютуз-наушники, памятными дипломами за подготовку призеров и участников, а также традиционными флэш-картами с надписью «Политехнический колледж №19» была отмечена работа руководителей проектов.Директор по развитию ООО «Простой.Ру», председатель жюри Владимир Торубаров, подводя итоги работы жюри в своей номинации, отметил: «Информационные технологии сегодня представлены во всех отраслях экономики, но, несмотря на то что представленные работы очень интересны, необходимо, чтобы они в большей степени соответствовали тому сектору отрасли, который обозначен в теме номинации. Ответы участников на вопросы членов жюри показали, что многие не использовали предоставленные модераторами возможности. Просмотреть сайт конференции и сайты ведущих предприятий рассматриваемого сектора отрасли необходимо в первую очередь студентам, использующим информационные технологии, ведь в реальной жизни работодатель не примет их на работу, если они не будут знать, чем занимается его предприятие».Руководитель центра инженерно-технического анализа и внедрения ООО «Олекс Холдинг-М», председатель жюри номинации «Область сантехники, отопления, кондиционирования, холодильной техники, газоснабжения» Виталий Маслаков сообщил: «В этой номинации призовые места и четвертое место заняли студенты политехнического колледжа №19. В профессиональной компетенции с ними никто не смог конкурировать. Отмечу, что двум ярким, с правильно выполненными исследованиями в смежном секторе отрасли проектам школьниц из Центра образования №1927 жюри единогласно присудило два первых места по «Свободной теме». На любой вопрос жюри следовал моментальный ответ, показывающий, что выступающий глубоко владеет темой. Политехническому колледжу №19 мы рекомендуем сотрудничать с Центром образования №1927 и для проектов совместно использовать оборудование, предоставленное партнерами».Национальный координатор проекта ЮНИДО/ГЭФ/Минприроды России, председатель жюри «Социально-экологические проекты» Александр Любешкин считает: «Проведение этого конкурса по тематике защиты озонового слоя, по применению озонобезопасных и энергоэффективных хладагентов способствует распространению экологической грамотности в нашей стране и привлечению молодого поколения к решению экологических проблем и задач. Политехнический колледж №19 первым в Москве и в России начал проводить мероприятия, посвященные Дню защиты озона, представитель колледжа Александр Белоглазов вошел в оргкомитет Всероссийского конкурса «Защитим озоновый слой и климат Земли», который проводит Минприроды РФ».Директор по инновационному развитию ЗАО «Дидактические системы», доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана, модератор номинации «Инновационные машиностроительные технологии и автоматизация производственных процессов в промышленности и строительстве» Геннадий Маландин убежден: «Все рекомендуемые нами темы проектов вполне по силам школьникам и студентам. В «Руководствах», размещенных нами на сайте конференции, был предложен типовой каркас работы по каждой теме, способы презентации – на усмотрение организаторов и автора. Важно, чтобы руководитель проекта мог помочь юному докладчику структурировать работу и подать ее. В период подготовки к конкурсу мы проконсультировали по темам всех, кому это понадобилось, и готовы работать с заинтересованными участниками и дальше».Вторым этапом конференции были пленарное заседание и круглый стол. С приветственными словами от политехнического колледжа №19 выступила заместитель директора Марина Имярекова, а председатель студенческого самоуправления колледжа Василий Кулямин рассказал участникам заседания об итогах конкурса проектно-исследовательских работ обучающихся, проведенного в рамках конференции. В обсуждении проблем формирования кластерных технологий взаимодействия различных ступеней образования, государственных органов власти и работодателей, а также организации систематической и целенаправленной проектно-исследовательской и научно-практической деятельности обучающихся школ и колледжей, направленной на развитие экономики Москвы, приняли участие более двух десятков социальных партнеров колледжа.Участники конференции с большим интересом отнеслись к представленным материалам конференции и приняли активное участие в обсуждении докладов руководителя структурного подразделения по инновационной работе политехнического колледжа №19 Александра Белоглазова, национального эксперта проекта ЮНИДО/ГЭФ/Минприроды России Артема Кушнерева, руководителя отдела кластерного взаимодействия и инновационных программ Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования Анны Насоновой, методиста Методического центра ВОУО Любови Фисенко, а также актуальных сообщений представителей компаний – партнеров колледжа: менеджера по подбору персонала ООО «Олекс Холдинг-М» Екатерины Ерошенко, ведущего менеджера ЗАО «Дидактические системы» Олега Гаврилова, начальника отдела научно-технического развития Московского колледжа профессиональных технологий Георгия Фисичева, старшего мастера и преподавателя спецдисциплин политехнического колледжа №8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф.Павлова Валерия Анохина.Итоги работы конференции будут тщательно проанализированы и обобщены, это позволит выработать направления дальнейшей деятельности колледжа по созданию актуальных кластеров, интегрировать усилия всех заинтересованных сторон, тем более что обучающиеся, коллектив колледжа и его партнеры готовы участвовать в решении задач подготовки кадров для инновационной экономики столицы.
Комментарии