У каждого человека есть то, что его роднит со всеми другими людьми. Для многих из нас этим «роднящим элементом» являются годы детства. А в детстве все мы посещали школу. Школа – это база жизни, точка, от которой отталкивается все наше будущее.
Дэвид Аллен (род. 28 декабря 1945 года) – эксперт, консультант в вопросах управления временем и личной продуктивности. Он является создателем популярного метода повышения личной эффективности Getting Things Done (GTD), а также автором нескольких книг в этой области. Совсем недавно он совместно с Майком Уильямсом и Марком Уолласом издал новую книгу, в которой дает рекомендации юному поколению о том, как правильно структурировать собственную деятельность, как верно направить энергию на выполнение необходимых задач и какие методики применять для удержания собственного внимания в момент напряженной деятельности. Книга дает методики, практические уроки и советы по саморазвитию для начинающих вундеркиндов, а также их родителей.
«Как привести дела в порядок в школе и не только» – так называется этот экскурс в детско-подростковую психологию школьников. Елена Куприянова перевела издание с английского языка, а издательство «Манн, Иванов и Фербер» растиражировало в 2500 экземплярах и распространило среди «жильцов нашего цеха».
И не только нашего!
И не только цеха!
После предисловия и рекомендаций по работе с книгой Аллен предлагает читателю в игровом формате ознакомиться с устройством головного мозга. Миндалину он обозначает обезьянкой Минди, которая быстро двигается, остро реагирует, не ощущает времени и произвольно переключается между делами, а префронтальную кору обозначает Кортни – мудрой совой, которая аналитична, последовательна, осмотрительна и обладает безграничным воображением. В дальнейшем повествовании Минди и Кортни будут постоянными спутниками читателя, появляясь на страницах то в формате графического изображения, то в формате словесного упоминания.
Начало – бальзам на душу нерадивого ученика обыкновенной школы столичного пригорода. Читаем дальше!
Дальше книга начинает придерживаться трехчастной структуры. В первой части рассказывается о методике GTD, которая являет собой способ сосредоточения на настоящем и обретения стабильности в момент, когда дела выходят из-под контроля. Как говорил древнеримский поэт Гораций, «управляйте своим разумом, иначе он будет управлять вами». А для успешного контроля над разумом предлагается к рассмотрению пять шагов: поток информации и взаимодействие с ним, работа с ловушками мышления, уровень готовности к вызовам и неожиданностям, рутина и ее преодоление, сон.
«Чтобы контролировать рутину, нужно освоить следующие шаги: собирать или фиксировать только то, что тебя интересует, организовывать результаты по категориям, делать обзор каждой категории, браться за работу и выполнять то, что нужно».
Авторы рекомендуют для обретения контроля над обезьяной Минди сохранять голову пустой, как пещеру в скальной породе, ничего в ней не держать, так как мозг неспособен хранить сотни незавершенных циклов. Исследования показывают, что кратковременная память не может удержать больше четырех идей. При большей нагрузке эффективность сходит на нет… Вторая часть открывает двери в вышеозвученную практику GTD. И снова для читателя предлагается осмыслить пять шагов: сбор информации, тонкости ее фильтрации, обработка при помощи необходимых инструментов с наличием небезызвестного правила двух минут (если действие занимает меньше двух минут, его нужно сразу выполнить!). Третий шаг – организация своей деятельности, исходя из поставленных задач. Оглашается «весь список» примеров и подводных камней, с которыми столкнется каждый школьник, идущий по узкому пути следования гуру GTD.
«Приняв решение в процессе обработки, не трать время, принимая их снова. Сохраняя их, ты повышаешь эффективность, приложив минимум усилий. Есть несколько систем, которые используются для хранения результатов принятия решений: календарь, список задач, перечень действий…»
Четвертый шаг – это обзор задач. Он может проводиться каждый день, а может и раз в неделю. Наконец, пятый шаг – выполнение. Как говорил Брюс Ли, «если вы будете слишком много думать о чем-то, вы никогда этого не сделаете». Кстати, соглашусь на все 200 из 100 возможных! Хотя бы потому, что с Брюсом Ли лучше не спорить в принципе.
Книга обильно приправлена картами. Карта целей, карта видения, карта предназначения, карта проектов и действий даются как важное приложение для практической работы гитлерюгендов и пионеров над собственными Минди и Кортни, что называется, не отходя от кассы.
Завершающая, третья, часть представляет собой лабораторию по примерам и идеям, которые может опробовать на собственной шкуре каждый читатель. В ней представлен внушительный, как Колосс Родосский, реестр полезных советов и упражнений по закреплению прочитанного материала.
В нашем очень скоростном, как wi-fi столичной подземки, веке выпускаются тонны литературы на тему психологических тренингов, практик успешного человека, теорий по саморазвитию и прочего им сопутствующего. Все это хорошо, но не является необходимостью для человека, который с самого детства и так окружен информационным потоком, превышающим все возможные величины его идентификации.
Рекомендую ли я эту книгу для прочтения? Можно поинтересоваться. Можно полистать. Можно прикоснуться к страницам, потому что они вызовут приятный тактильный эффект!
В финале слово самому Аллену: «У меня нет детей, я не преподаю в школе. Но за несколько лет я создал модель, ставшую основой моей профессии бизнес-тренера. Ко мне приходили те, кто тонул под валом электронной почты, Интернета и новостей о резких переменах в мире. Они жаждали помощи.
…Эта книга – идеал «простоты за границами сложности», которую восхвалял американский правовед Оливер Уэнделл Холмс. Готовы к путешествию? Тогда используйте эту методику, чтобы круто изменить свою жизнь и хорошенько подзарядиться…»
Круто не круто, а книгу можно прочитать. Если, конечно, вы уже прочитали всю классическую литературу и свободного времени у вас 36 часов в сутки. Ну а так… да что там говорить?
Дэвид Аллен, Майк Уильямс, Марк Уоллас. Как привести дела в порядок – в школе и не только. Пер. с англ. Е.Куприяновой; науч.ред.Д.Иншаков. 3‑е изд. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 256 с.
Комментарии