search
main
0

Школа как общее дело

I. Открытие содержания

Школа №547 – не первая образовательная организация, в создании которой мне довелось принимать участие, но первая школа, которая перезапускалась в совершенно новом здании и на новом месте. И это, пожалуй, для меня первый настолько открытый проект, в котором мы свободно обсуждали со всеми участниками образовательных отношений все основания нашей общей работы, общей будущей школы. Еще на этапе планирования совместно с застройщиком мы начали привлекать к этому процессу родителей будущих учеников и самих учеников.

С самого начала школа была открыта к множеству разных и необычных идей, которые предлагало сообщество. Чтобы поддерживать и развивать такую сложную непрерывную коммуникацию, мы решили использовать телеграм-каналы. Сначала это был один большой общий чат, в который вступили вообще все, кто имел хоть какой-то интерес не только к школе, но и в целом к микрорайону, жилым домам вокруг будущей школы. Со временем стало понятно, что такой массивный и неповоротливый ресурс не был полезен его участникам, и его нужно было канализировать, разделить на различные каналы по интересам.

Тогда мы начали создавать сеть специальных каналов на определенные тематики. Так появился новый основной чат #547atrium, в котором мы выносили на обсуждение важные для школы вопросы. Чаты #547hate – для замечаний самых критично настроенных участников нашей школьной жизни и #547thanks – для благодарности любому члену школьного сообщества. Все это значительно изменило общую атмосферу в социальных сетях школы, сделало возможным главное для нас – содержательный и объективный разговор о работе школы. Также мы открыли канал #openteacher – открытую учительскую, куда в первую очередь пригласили наших педагогов, но в него также мог вступить любой желающий, и сейчас там обсуждаются важные вопросы образовательного процесса, в дискуссии всегда активно принимают участие родители и иногда даже ученики. Не уверен, что где-то есть аналоги такому каналу связи, хотя на деле он оказался очень полезен. Самый любимый среди школьников у нас канал #547moments, где мы публикуем фото и видео о жизни школы. Сегодня это оказалось хорошей альтернативой Instagram, тем более что у активных ребят из школьного самоуправления также есть доступ к управлению каналом.

Таких каналов еще много, их количество постоянно растет, каждый выполняет свою важную роль, служит источником информации о школе и местом для обсуждения родителей и учеников, а для сотрудников школы – важным ресурсом для работы над собой.

Благодаря такой широкой открытой платформе для постоянного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса было собрано немало важных замечаний и пожеланий касательно того, какой должна быть школа. Мы предлагаем свою модель настройки, к примеру, звонков и времени начала уроков и выносим это на обсуждение. Некоторые вопросы требуют более детальной проработки, а некоторые, как, к примеру, учебные программы, более точного разъяснения.

Понятно, что невозможно достичь абсолютного согласия по всем вопросам, но у нас всегда есть возможность услышать альтернативное мнение и подумать над тем, как учесть его в дальнейшей работе. Важно, что у каждого есть возможность высказаться и внести свое предложение. Доверительный диалог оказался отличным подспорьем для совершенствования школы как организации, работы самого коллектива и отношения к нему сообщества. Школа №547 работает уже год, и для нас абсолютно точно школа – это общее дело.

Открытость, общность и взаимоуважение – это те базовые принципы, на которых основывается работа большой организации. Особенно важно придерживаться этих принципов на этапе формирования и складывания большого коллектива. В здании к обучению 1 сентября приступило почти 1500 детей, а это более 3000 родителей. Полностью новый коллектив учителей, более 100 человек, которые начали работу в таком составе первый раз, полностью новый детский коллектив, где дети впервые встретились, не успев привыкнуть друг к другу, и уже должны проявить себя как ученики, выполняя учебные задачи. И не нужно забывать о родителях, которые с самого начала работы еще проектируемой школы активно принимают участие в жизни своих детей и самой организации. Управление таким значительным детско-взрослым объединением происходит зачастую как «управление хаосом и через хаос». Но, как ни странно, именно повсеместная открытость и доступность любой информации для всех обо всем становится главным ресурсом и помощником для директора и сотрудников школы, именно эта беспрецедентная открытость помогает сохранять трудовую дисциплину в коллективе и поддерживать поступательное совместное развитие образовательной организации и родительского сообщества. Только основываясь на взаимоуважении, придерживаясь общих целей в построении лучшего качества образования для всех детей, мы строим свою работу каждый день.

 

II. Открытие формы

Здание школы №547 «Логика» спроектировано застройщиком ГК «А101» таким образом, чтобы любой процесс в школе становится абсолютно прозрачным.

Это стеклянные стены в учебных кабинетах и спортивных залах, прозрачная учительская, в которую есть доступ у каждого педагога и любого ученика, это полностью прозрачный кабинет директора, широкие открытые коридоры и большие рекреации на каждом этаже, большой центральный атриум, который пронизывает пространство школы на три этажа вверх. Кому-то может показаться некомфортным такое обилие стекла и сквозного обозрения, но, как оказалось, к этому можно легко привыкнуть. В свою очередь такое архитектурное решение выполняет очень важную образовательную задачу. Дети в прозрачных кабинетах учатся не обращать внимание на отвлекающие факторы, концентрироваться на предмете. Также важно это и в работе учителей – доступность каждого процесса исключает педагогический непрофессионализм.

Здание логично формирует три луча для начальной, средней и старшей школы, поэтому потоки по возрастному принципу разделены и соблюдаются естественные условия безопасности. Но по-настоящему центральной частью школы, местом встречи всех детей стал большой центральный атриум. Уже в первые недели работы школы дети полюбили это место. Сегодня нередко можно увидеть, как ребята приходят сюда поиграть на музыкальных инструментах, в настольные игры, на репетицию танца или просто записать видео для социальных сетей. Акустика и технологическое оснащение позволяют проводить здесь и крупные мероприятия. Например, ученический совет уже почти полгода проводит здесь «открытый микрофон», когда ребята выбирают какую-нибудь важную для школы тему и предлагают ее обсудить совместно. Любимой традицией у ребят стали карнавальные дни в конце триместров, когда требования к внешнему виду отменяются и можно прийти в костюме любимого героя книги, игры или фильма – обычно все собираются в большом атриуме, чтобы сделать общую фотографию. Мне кажется, такие мероприятия очень важны, чтобы детям было комфортно и безопасно в новом коллективе новой школы, так все могут получше узнать друг друга и хорошо провести время.

Стоит отметить, что здание удивительно многофункционально. Минималистичная окраска стен, широкие рекреации и множество мягких элементов делают пространство здания легко моделируемым и перестраиваемым. Так, например, в рекреациях нередко проводятся занятия – художественная студия занимается прямо в холле на третьем этаже, там хорошее освещение и можно удобно расставить мольберты, выставки работ учеников обычно проходят в атриуме. У нас также есть специальная шахматная рекреация, где можно спокойно позаниматься интеллектуальным видом спорта. Несколько раз театральная студия репетировала свои постановки в атриуме. Почти каждому такому общему пространству можно найти полезное практическое применение.

Школа работает уже год, за это время мы, конечно, к ней привыкли, но и пришло время более точной обновленной настройки здания. Поэтому мы решили обратиться к уже привычным всем опросам и понять, что бы хотелось в ней поменять нашим учителям и учащимся. Замечания собраны в #547atrium и уже обсуждаются административной командой, за лето мы надеемся сделать нашу школу еще более комфортной и дружелюбной, ведь это место нашего общего любимого дела.

Павел КАРПОВ, директор школы №547

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте