search
main
0

Школа как город: проектирование и развитие образовательной среды

​С чего начинается осмысление понятия «образование» в современной школе? Одни скажут, что с осознания обучения как непрерывного процесса в течение жизни, того, что современный мир – это не готовые рецепты, применяемые в конкретных жизненных ситуациях, а набор операций сознания, мышления и деятельности, обучение которым дает шанс самого бытия в мире нескончаемых инноваций.

Соглашаясь с этими доводами, важно заметить, что качественное образование при таком подходе – это не набор хороших оценок и баллов, а высокий уровень мотивации и вовлеченности учащихся в добывание знаний, освоение учебной программы, овладение компетентностями, преобразование своей собственной жизни и жизни окружающих людей. При таком подходе в сознании наших учеников школа – это место открытий, удивления, проявления креативного потенциала, а образовательная среда представляет собой особое личностное пространство познания и развития.В нашей гимназии проектирование и развитие образовательной среды, в которых непосредственное участие приняли и педагоги, и родители, и ребята, осуществлялись в русле концепции «Школа как город». Сегодня ученики имеют дело с многофункциональными пространствами, которые могут быть использованы применительно к изучению сразу же нескольких дисциплин, организации проектной деятельности, реализации игровых технологий, составлению и решению разнообразных квестов. Последнее не исключает предметного зонирования помещений, правда, концептуально объединенных на основе информационно-коммуникационного, витагенного или иного принципов. И здесь мы задумываемся о возможностях, то есть создаваемых условиях для проживания ребенком самых разных социальных ролей в самой школе за счет высокотехнологичных, деятельностных по характеру урочных и преимущественно внеурочных практик. Кружки, студии, школьный театр, телецентр, проектирование, деятельность команд ученического самоуправления – все это хорошо, если ребенок не пассивный зритель, а активный участник, организатор, инициатор, проектировщик, конструктор, сценарист. Сама среда школы ассоциируется в сознании ребенка с пространством города, потенциально предполагающего для каждого бесконечное количество возможностей самореализации. Вместо коридоров – улицы города, вместо холлов – проспекты, вместо залов – парки, за которыми нужно следить, которые нужно использовать по назначению. Уличные выставки – постоянные авторские презентации и выставки юных художников и изобретателей в школе, почтовые ящики для идей и размещенные то тут, то там знаки дорожного движения. «Школа как город, а город как школа» – это стратегия по созданию условий. Плюс везде на лестницах картины известных художников и детей, открытые стеллажи библиотек, сосредоточение в гимназии при сотрудничестве с тремя детскими библиотеками книг гендерной тематики, QR-коды книг в холлах и конкурсы лучших читателей нон-стоп, вереница творческих фестивалей – это полотно культурно-образовательной среды.Актовый зал используется не только для организации концертных программ, литературных вечеров, проведения уроков музыки, функционирования поточной аудитории, но и в качестве площадки для реализации метапредметных дизайнерских проектов, организации деловых игр, экскурсионной работы. Такой актовый зал гимназии в течение года многофункционально преобразовывался, представляя на сегодняшний день «Проспект времени» – по задумке ребят креативное пространство, которое можно использовать при освоении предметного содержания истории, обществознания, математики, мировой художественной культуры, литературы и окружающего мира, написания эссе на свободную философскую тему, реализации квест-игры. Функционирование такого пространства с галереей самодельных настенных часов, картинами современных художников, мобильными выставками авторских детских творческих работ, ребятами-экскурсоводами из числа знатоков мифологии представляет собой зримое проявление метапредметного подхода в образовании.Важно при этом инициирование преобразовательной активности ребят, создание условий для практической урочной и внеурочной деятельности, восприятия школьного пространства как зоны свободного творчества, проявления креативных способностей. Проектирование образовательной среды потребовало использования разнообразных ресурсов: мотивационных, связанных с запросами и интересами участников образовательной деятельности; когнитивных, включающих ориентирование в знаниевой сфере по разным предметам, явлениях культуры и социальной жизни; инструментальных, связанных с универсальными способами деятельности. При таком подходе образовательная среда стала по-настоящему средой развития личности ребенка, а ее создание и совершенствование представляют собой овладение способами действия и навыками учебной работы, включая проявление способности работать с разными источниками информации, взаимодействовать в группе, преобразовывать окружающее пространство.Лада СИЛИНА, директор гимназии №1595, кандидат исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте