search
main
0

Школа интересна родителям, а значит, конкурентоспособна

Наша школа вступила в реализацию федерального государственного образовательного стандарта с сентября 2009 года как одна из 17 пилотных школ Северного округа, сегодня она работает как стажировочная площадка по внедрению ФГОС, цель которой – сопровождение школ района и округа на этапе внедрения нового образовательного стандарта.

Внедрение ФГОС НОО предполагает соблюдение требований, которые представляют собой единую систему реализации нового образовательного стандарта:

• кадровая обеспеченность образовательного процесса;

• нормативное закрепление изменений, связанное с введением ФГОС;

• организация внеурочной образовательной деятельности;

• финансово-экономические условия реализации ФГОС;

• информационно-методическое обеспечение образовательного процесса;

• материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

• система оценивания достижений обучающихся;

• государственно-общественное управление в условиях введения ФГОС.

С началом работы по реализации ФГОС в школе была разработана основная общеобразовательная программа (ООП), которая обеспечивает работу и развитие образовательного учреждения в соответствии с основными принципами государственной политики в области образования. В основной общеобразовательной программе мы представили ожидаемые результаты освоения обучающимися программ учебных курсов, реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни, разработали систему оценки достижений планируемых результатов.

Основу реализации любой программы, а образовательной тем более, определяют кадры. Новый стандарт требует повышения качества преподавания, в нем заложены требования к самому учителю. Новые стандарты стали источником новизны в образовательном пространстве школы. Сегодня востребованы инициативные, коммуникабельные, высокообразованные, владеющие перспективными технологиями обучения преподаватели. С вступлением в ФГОС у учителей начальных классов значительно повысилась мотивация к повышению квалификации (90% учителей уже повысили свою квалификацию по введению нового образовательного стандарта). 72% педагогов начальной школы имеют высшую квалификационную категорию: каждый учитель -это не просто педагог, а наставник для коллег района и округа по трансляции опыта апробации и внедрения ФГОС. Обмен педагогическим опытом между учителями пилотных школ в течение двух учебных лет происходит на ежемесячных учебных семинарах, открытых уроках, конференциях. Все учителя начальных классов работают в постоянном взаимодействии, элементы внедрения новых стандартов они реализуют во всех классах.

В рамках работы по ФГОС значительная доля учителей отказалась от репродуктивных методов и способов обучения, их место в современной дидактике занял системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, который предполагает признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

Все педагоги освоили средства педагогической диагностики, принимают участие в проектировании рабочих программ, практически 90% учителей ввели в практику своей работы портфолио как способ оценки образовательных результатов.

Учитель, работающий по новым образовательным стандартам, – это мобильный, компетентный, думающий, ответственный, умеющий делать выбор, творческий педагог, владеющий ИКТ-техноло-гиями. Правильно организовать деятельность такого учителя – главная задача административной команды школы.

Вопрос материального поощрения педагогов помог решить нам другой пилотный проект по развитию общего образования в Москве, а именно его аспект, связанный с введением НСОТ. Переход с 1 апреля 2011 года на новые финансово-экономические условия позволил нам осуществлять стимулирующие выплаты педагогам за достигаемый результат: участие в олимпиадах, призовые места в интеллектуальных конкурсах и конкурсах проектных работ, наполнение и развитие информационного пространства.

Основная общеобразовательная программа реализуется в школе не только в урочное, но и во внеурочное время. Во внеурочной деятельности ребенок может проявить себя самым неожиданным образом. Возможность попробовать свои силы в проектах, кружках, секциях, клубах по интересам позволит ему выявить личные качества, развивать творческие, познавательные способности, вступать в коммуникацию с детьми и взрослыми. Блок внеурочной деятельности в нашей школе представлен пятью направлениями: спортивно-оздоровительным; духовно-нравственным; общекультурным; общеинтеллектуальным; социальным. Занятия по внеурочной деятельности проводят учителя начальных классов и педагоги системы дополнительного образования в учебных кабинетах; спортивном зале; школьном музее; компьютерных классах; кабинетах дополнительного образования. Формы проведения занятий внеурочной деятельности различны. Это игровые технологии, экскурсии, музейная педагогика, беседы, проекты, исследования. Подпрограмма культуры здорового образа жизни включает в себя занятия по баскетболу, теннису, волейболу, мини-футболу, общеразвивающие занятия: подвижные игры, занятия на тренажерах. Гордость нашей школы – военно-патриотическое воспитание, которое мы начинаем уже в начальной школе во внеурочной деятельности. Три года назад в нашей школе был создан ВПК «Витязь», младшая группа которого представлена учащимися 1-3-х классов. Значительную роль играет школьный музей боевой славы 242-й стрелковой дивизии.

Важная составляющая реализации нового образовательного стандарта – материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Все наши классы начальной школы имеют необходимое оборудование для ведения учебного процесса по ФГОС: автоматизированное рабочее место учителя, аудио- и видеотехника, множительные и копировальные аппараты, интерактивные доски, графические планшеты, передвижные мобильные компьютерные классы. Все классы подключены к сети Интернет и имеют свободный доступ к сетевым образовательным ресурсам. В начальной школе есть мобильная лаборатория естественно-научного цикла, где учащиеся имеют возможность наблюдать за изменениями погоды и знакомиться с различными физическими явлениями. Все эти технические новинки широко и активно используются в организации учебного процесса, а главное – повышают мотивацию, заинтересованность наших учеников. Рациональное сочетание технической составляющей и деятельностного подхода к организации обучения позволили нам добиться значительного роста качества знаний обучающихся: по итогам прошедших трех учебных лет качество знаний обучающихся повысилось на 30% и на сегодняшний день составляет более 80% по начальной школе. Мы довольны первыми результатами и надеемся, что выбранный школой вектор развития будет и в дальнейшем способствовать росту качества образования.

Особенностью школы сегодня стала ее информационная открытость, учителя освоили и успешно применяют в работе технологии, позволяющие организовать образовательную деятельность в рамках личного информационного пространства. Возможности информационных пространств учителя используют для работы на уроке, в домашней работе, во внеурочной деятельности, для дистанционного обучения, осуществления взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. В информационном пространстве учителя зарегистрированы все ученики его класса, на своих страницах педагоги размещают творческие работы детей, конспекты уроков, фотографии лучших детских работ. Дети и родители могут общаться с учителем в форуме, обмениваться информацией об экскурсиях, прочитанных книгах, интересных событиях. В условиях реализации нового образовательного стандарта сайт каждого образовательного учреждения становится не только источником получения необходимой информации для всех участников образовательного процесса, но и возможностью получить дистанционную консультацию, иметь активную обратную связь с родителями и всеми заинтересованными участниками образовательного процесса.

С 2009 года в школе работает как структурное подразделение информационно-технический центр, основные направления деятельности которого информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса; освоение информационных технологий нового поколения; осуществление издательской и полиграфической деятельности школы; обучение и переподготовка кадров; оказание консультационных услуг; повышение квалификации педагогических работников школы и обслуживающего персонала в сфере научно-исследовательских технологий; организация и поддержка информационно-консультативной работы по дистанционному обучению; информатизация профориентационной работы и профильного обучения. ИТЦ позволяет развивать информационное пространство школы, ежегодно наполняя его новыми направлениями работы. С декабря 2011 года школа проводит прямые трансляции уроков (вебинаров) в сети Интернет, принимает участие в прямых видеотрансляциях в рамках Всероссийского проекта «Образовательное кольцо России». По итогам трансляций записанные уроки используют как учебный материал в медиатеках школы и Единой образовательной информационной системы Москвы. Прямые трансляции вебинаров, проводимые в школе №185, позволяют использовать опыт учителей-иннова-торов всем участникам образовательного процесса, они стали формой дистанционного обучения школьников, вовлекают в учебный процесс родителей.

Обмен опытом с коллегами имеет большое значение на этапе модернизации и развития образования. Наша школа имеет недавние, но прочные связи межрегионального сотрудничества с гимназией №56 Санкт-Петербурга, куда на протяжении последних 2 лет ездят педагоги. Формы сотрудничества различны – это и очное участие в семинарах, форумах по актуальным вопросам развития образования, и дистанционные видеомосты, и конференции по презентации проектных работ.

Самым важным звеном в становлении и реализации нового образовательного стандарта стало создание управляющих советов в образовательных учреждениях. В нашей школе УС был создан в мае 2011 года в условиях организации деятельности по переходу на НСОТ. Изменения общественно-государственного управления позволили нам так перестроить работу с родительской общественностью, чтобы родители из сторонних наблюдателей процесса обучениях их детей стали единомышленниками и соучастниками всех направлений деятельности школы, принимали активное и заинтересованное участие в разработке программы развития, ООП и многих других документов локального характера, которые реализует каждое образовательное учреждение.

Будучи участником пилотного проекта по апробации и внедрению ФГОС и проекта по развитию общего образования в Москве, школа сформировала инновационное образовательное пространство. Главной особенностью обновленного образовательного пространства школы стала комплексная, системная работа всего педагогического коллектива, направленная на повышение качества образования. За эти годы качественно изменился, вырос педагогический коллектив школы, который сегодня объединяет 77 педагогов-единомышленников, участников профессиональных сообществ, строящих процесс обучения и воспитания с учетом индивидуального подхода к обучающимся.

Положительная динамика изменений в развитии образовательного учреждения (повышение качества образования, развитие информационного пространства школы, рост профессиональных достижений педагогов, развитие финансово-экономической самостоятельности) позволила нашей школе в последние годы успешно решать проблемы комплектования первых классов. Например, в первые классы на 2012-2013 учебный год зачислены более 130 дошкольников, они будут обучаться в условиях нового образовательного стандарта. Школа интересна и востребована родителями и детьми, а значит, конкурентоспособна.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте