search
main
0

Школа и выборы: как их разделить?

Председатель Центризбиркома Элла Памфилова предложила на период многодневного голосования установить единую каникулярную неделю во всех школах страны, где открываются избирательные участки. Соответствующую инициативу она озвучила в ходе встречи с Президентом РФ Владимиром Путиным. Глава государства дал поручение с привлечением законодателей и экспертов рассмотреть все возможные варианты, как развести учебный и избирательные процессы, выбрав оптимальный. По мнению Памфиловой, единая каникулярная неделя была бы самым простым решением при проведении трехдневных выборов, так как многие учителя входят в избирательные комиссии.

Напомним, что ранее «Справедливая Россия» выступила с другим предложением – запретить размещение избирательных участков в школах.

А что думают по этому поводу наши эксперты и читатели?

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:

– Согласно действующему законодательству график каникул устанавливает самостоятельно каждая образовательная организация. Распределение каникулярных дней в учебном графике школы преследует определенные цели. Прежде всего это баланс между учебой и отдыхом, позволяющий осваивать детям образовательную программу без перегрузок, возможность учета особенностей плана воспитательной работы, туристических поездок и путешествий. График каникул – важная часть уклада школы. Вопросы, связанные с размещением избирательных комиссий в школах, участия в них педагогов должны решаться с участием профессионального и родительского сообществ.

Идея разведения избирательного и учебного процесса назрела давно. В частности, обсуждается возможность переноса избирательных участков из школ в другие государственные учреждения или общественные места. Наравне с этим ставится вопрос об ограничении на участие в УИКах учителей и директоров школ. Ранее с подобным предложением выступал Центризбирком. Было бы интересно в качестве эксперимента уже сейчас начать внедрение практики набора в участковые избирательные комиссии добровольцев. Например, в Германии в избирательных комиссиях работают волонтеры, а школьным учителям и чиновникам предлагают поработать, только если их где-то не хватает.

Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015:

– Ресурсы всегда ограниченны, поэтому приходится выбирать, как их использовать. Первая «вилка»: между образованием и выборами Центризбирком предлагает отдать предпочтение выборам. Пусть школьный учебный год уменьшится на неделю, а учителя, которые и так ничего не успевают, эту неделю ходят по придомовым территориям и считают бюллетени. Чем больше дети узнают в школе, тем больше потом они будут думать, отдавая свой голос, что является еще одним аргументом за конфискацию одной недели учебного года в пользу выборов.

Вторая «вилка»: проблема приоритета выборов или здоровья людей. Голосование по поправкам к Конституции РФ летом нынешнего года – во время эпидемии коронавируса и скандалов вокруг российской статистики заболевших и погибших – показало, что для власти политика важнее здоровья граждан. Понятно, что разведение процесса выборов и образования в школах не спасет учителей и детей от вируса: на следующей неделе после выборов, пусть и в проветренных школьных помещениях, к детям выйдут учителя, которые только что контактировали с огромным количеством лиц. Опять в интересах политики мы используем учителей и детей, ставя их здоровье под прямую угрозу.

Конечно, оба определенных властью приоритета принципиально неправильны. Иерархия приоритетов должна быть такой: сначала здоровье, затем образование, затем выборы и прочие политические выкрутасы.
Институт выборов в современной России настолько дискредитирован, что жертвовать ради него учителями (одним из ведущих слоев российской интеллигенции) и детьми (будущим нашей страны) ради продолжения политической карьеры людей из прошлого недопустимо. Выход один: разводить школы и выборы, прекращать использовать учителей как членов избиркомов, тем самым сохраняя нормальную продолжительность учебного года, а выборы выводить в дистанционный формат (от почты до онлайн-голосования, итоги которого подводят роботы) при соблюдении всех демократических процедур. Нельзя допустить, чтобы выборы, уже превратившиеся в имитацию, окончательно превратили в имитацию и образовательный процесс.

Игорь ЗОЛОТОТРУБОВ, директор Русскогвоздевской школы Рамонского района Воронежской области:

– На базе нашей школы выборы никогда не проводились, потому что у нас в Русской Гвоздевке замечательный сельский клуб, и там же проходят все выборы. У нас здание Дома культуры совмещено со зданием поселковой администрации, она на втором этаже, места для голосования достаточно. На базе школы избирательного участка никогда не было. Я сам не сторонник того, чтобы совмещать школу с избирательным участком, и если есть возможность проводить выборы не в школьном здании, а в каком-то другом, то я это поддерживаю.

Дмитрий А., директор школы, Кировская область:

– В условиях пандемии посещение школы тысячами избирателей, часть из которых, несомненно, являются носителями коронавирусной инфекции, выглядит безумием. Недельные каникулы нарушат и без того уже нарушенный учебный процесс, нанесут урон качеству образования. Уж лучше подумать о безопасности и перенести сроки выборов на лето, когда по естественным причинам заболеваемость снизится.

Ну и, конечно, я против обязательного (принудительного) привлечения работников образования к выборной кампании. Пока это вменено в обязанности руководства школы, ничего хорошего не получается.

Наталья С., заместитель директора школы, Великий Новгород:

– Пора накрепко утвердить в обществе мысль: функция школы – это образование и воспитание детей. Участие в политических событиях не является обязанностью учителей. В связи с пандемией учителя и ученики испытывают колоссальные нагрузки: разделение классов по потокам, обязательная дезинфекция, которая отнимает массу времени, периодическое дистанционное обучение, требующее разработки индивидуальных заданий, их выполнения и проверки… Из-за всего этого страдает качество знаний. Какие тут еще избирательные участки в школах? Если школьники могут учиться дистанционно, значит, и избиратели вполне могут отдавать свои голоса дистанционно. Давно уже пора разработать электронную платформу для голосования. Так мы и деньги сбережем, которые ушли бы на проведение избирательной кампании, и уклонимся от массовых контактов в период пандемии.

Виктор КОСТИКОВ, учитель технологии школы №3 Петрозаводска, председатель участковой избирательной комиссии:

– Я как председатель участковой избирательной комиссии считаю, что уходить УИКам некуда… Не на улице же голосовать! И многодневные выборы гораздо удобнее однодневных. Опыт этого года это доказал. Как учитель считаю, что ничего страшного в выборах, которые организованы в образовательной организации, нет. Можно эти дни рассматривать как здоровьесберегающий компонент. И потом программу всегда можно корректировать. Использовать новые формы работы: увести детей на эти дни в музеи, выставочные залы, проводить фестивали профориентации, экскурсии на предприятия, весенние военные сборы с военкоматами или центрами ГТО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте