«Создание средствами образования условий для формирования личной успешности жителей города Москвы» – такова цель государственной программы «Развитие образования города Москвы» (2012-2018) («Столичное образование»), которую успешно реализуют московские школы. В результате изменилось отношение к школам столицы, с ними на равных хотят сотрудничать вузы, научные учреждения, крупные компании, потому что образовательные учреждения теперь современные, солидные организации, выпускники которых – успешные люди. Такие отношения стали значительным событием 2014 года.
Личная успешность – понятие емкое и многослойное. Личная успешность субъективна: кто-то нашел себя в профессии, кто-то – в семье, кто-то – в творчестве, спорте, политике, общественной деятельности. Вместе с тем успешных людей объединяет общая черта – проактивность. Проактивный человек – субъект действия, а не объект. Он видит путь своего развития и стремится к самореализации. Такие люди социально активны: они стараются разделить свой успех с окружающими, чтобы и те смогли стать успешными. Успешный предприниматель, помогая детям-сиротам, дает им возможность развиваться и также быть успешными, спортсмен, ставший кумиром юных болельщиков, ведет с ними занятия и тем самым показывает, что и они могут добиться таких высот.Мотивированные, социально активные, стремящиеся к самореализации молодые москвичи представляют целевые ориентиры программы «Столичное образование» на 2012-2018 гг. Именно они помогут нашему городу удовлетворить кадровые потребности в креативных и проактивных профессионалах, которые смогут обеспечить опережающее развитие в инновационных секторах экономики, в малом и среднем бизнесе и поднять инфраструктуру мегаполиса до уровня международных стандартов в социальной сфере.Инновационная экономика требует постоянного развития компетенций населения через систему непрерывного образования, а образование в свою очередь требует обновления содержания и технологий в соответствии с образовательными запросами населения и перспективными тенденциями рынка труда. Сегодня нужен не столько работник, сколько человек, создающий рабочие места для себя и для других.В процессе модернизации системы образования Москвы важная роль отведена профильному образованию на старшей ступени и интеграции профильной школы с вузами. Федеральный образовательный стандарт предполагает обучение в старшей школе по профильным программам. Это необходимо для развития осознанного отношения к выбору профессии и для развития мотивации к образовательной деятельности в целом.Департамент образования инициировал важные и интересные проекты в этом направлении, которые положили начало переходу взаимоотношений «школа – вуз» на позиции взаимовыгодного сотрудничества. Это такие проекты, как «Университетские субботы», вузовские летние школы и курсы повышения квалификации для учителей и учащихся, проект «Пригласи ученого» – лекции и практикумы для школьников.В этой связи важно обратить внимание на новую роль вузов в системе общего образования. Если прежде высшая школа принимала любого абитуриента, прошедшего конкурсный отбор, то сегодня вузы и школы становятся партнерами, которые вместе воспитывают и развивают «своего будущего студента». Такое сотрудничество финансово поддерживает Департамент образования через целевые субсидии.Гимназия №1518 более 20 лет назад стала базовой школой Финансового университета при Правительстве РФ. За эти годы приобретен большой опыт сотрудничества в разных формах, сегодня у нас учатся дети тех гимназистов, которые поступили в Финансовый университет (а тогда в Финансовую академию) благодаря совместному вступительному экзамену для базовых школ, участвовали в совместных конференциях и клубных объединениях. Благодаря программе «Столичное образование» и инициативам, выдвигаемым Департаментом образования, наше сотрудничество с Финансовым университетом нынче получило новый импульс развития.Для учащихся 8-9-х и 10-х классов социально-экономического и информационно-технологического профилей сформирована программа сотрудничества на 2014-2015 гг. по четырем направлениям:- программы, осуществляемые Финансовым университетом при поддержке Департамента образования;- участие в научно-практических конференциях, форумах, олимпиадах и конкурсах;- научная работа и проектная деятельность;- элективные курсы в рамках профориентации;- профильные смены, деловые игры, тренинги.Цель программы – формирование профильных классов по направлениям: «международные экономические отношения», «информационная безопасность», «юриспруденция», «экономика и финансы». Содержание программы мы реализуем с помощью соответствующих кафедр и институтов Финансового университета. Целевая аудитория программы – учащиеся 8-11-х классов. Основные задачи программы – предпрофильная подготовка для учащихся 8-9-х классов и реализация специальных курсов в поддержку социально-экономического профиля для 10-11-х классов.Некоторые формы сотрудничества, заложенные в программе, для нас традиционны, но наиболее значимым мы считаем направление «Проектная работа и исследовательская деятельность». Очень важно для молодого человека, имеющего склонность к исследовательской деятельности, поработать над реальными задачами, которые сегодня решает отраслевая и фундаментальная наука. Не менее важно общение с научным руководителем, погружение в проблематику и научную среду. Все это могут получить наши гимназисты в процессе участия в программе.В рамках направления «Проектная работа и исследовательская деятельность» 30 гимназистов готовят проектные и исследовательские работы под руководством сотрудников Финансового университета. В целом в течение 3 прошедших с начала учебного года месяцев более 200 учащихся посетили мероприятия программы, 16 учащихся посещают элективные курсы по программированию мобильных приложений IOS, 34 – элективный курс «Финансовая грамотность», 28 участвовали в деловой игре «Общение в стиле бизнес», организованной кафедрой PwC (аудиторской компании PricewaterhouseCoopers) Финансового университета, 30 побывали в аудиторской компании KPMG. В рамках программы сотрудничества 4 декабря в Ассоциации российских банков состоялась молодежная научная дискуссия учащихся 11-х классов гимназии №1518 с руководителями ассоциации, в которой приняли участие 40 гимназистов.Марина ФИРСОВА, директор гимназии №1518, народный учитель России
Комментарии