Нас радует увеличение количества учащихся, увлеченно занимающихся социальным проектированием. Мы, работники Министерства образования, поддерживаем все начинания наших ребят.
К примеру, как не одобрить желание школьников Яшалтинского района восстановить имена земляков – защитников Родины, Малодербетовского района – построить Парк отдыха, Черноземельского – рассказать общественности республики об исчезнувших после депортации народа селах, ибо они были родиной их дедов и отцов. Особо были трогательны по своему социальному звучанию проекты учащихся Юстинского, Сарпинского и Лаганского районов. Привлек внимание жюри и проект, созданный ребятами из Кетченер, пожелавших рассказать о Хонине Косиеве, чье имя носит их гимназия. Наиболее удачными, соответствующими всем требованиям технологии проектов были признаны проекты учащихся школы №12 и Троицкой многопрофильной гимназии, которые завоевали право участвовать в финале Всероссийского конкурса, проходившего в 2004 году во Всероссийском детском центре «Орленок».
В этом году на Всероссийский конкурс были направлены проекты команд большецарынской школы №2, школ №12, №21 и многопрофильной гимназии г. Элисты. Эти ребята серьезно и грамотно подошли к работе над проектами. Сегодня они уже лидеры в гражданском образовании. Заслуживают благодарности их руководители, администрации образовательных учреждений, поддержавшие своих учеников.
Большое спасибо родителям, которые советом, чутким родительским словом вдохновляли своих детей на успех. Ибо, как сказал Монтескье, «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
В целом родители дают высокую оценку участию ребят в акции «Я – гражданин России». Они считают, что такая деятельность позволяет их детям расширить свой круг общения, развивает их творческую активность, является прекрасным опытом познания жизни. А сами учащиеся отмечают, что научились применять полученные на уроках знания, научились добиваться поставленных целей, осознали, как важно быть гражданами своей страны.
Уровень защиты проектов год от года растет, повышается интерес школьников к проблемам современности, а также к истории своей малой родины. Ребята сумели доказать, что не все решают деньги, во многих случаях огромное значение имеют инициатива, мобильность, предприимчивость, энтузиазм и умение работать. Конкурс этого года был посвящен юбилею Победы, поэтому не случайно темы проектов называются «Аллея славы – память поколений» (проектирование и закладка аллеи в селе Троицком), «Узники Широклага – уроженцы поселка Салын Тугтун» (создание Книги Памяти), «След на Земле» (увековечение памяти жителей села Привольное Яшкульского района, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны).
В этой связи особо хочется отметить проект «Парк Победы» (закладка парка в п. Большой Царын, авторами проекта стали учащиеся школы №2). Инициативу ребят поддержал глава администрации Октябрьского района Алексей Хаваев. Был создан оргкомитет по строительству парка, из местного бюджета были выделены средства на приобретение стройматериалов, трудовые коллективы района перечислили однодневные заработки на строительство парка. Сегодня 60 саженцев украшают парк площадью 200 квадратных метров – дань уважения благодарных потомков поколению победителей. Работники дорожной службы изготовили витую изгородь, сотрудники районного центра социальной реабилитации «Надежда» выложили дорожку декоративной тротуарной плиткой. «Сердцем» парка стала мемориальная плита, с выгравированной надписью на калмыцком и русском языках в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны земляков.
Учащиеся школы №21 г. Элисты решили внести свою лепту в дело благоустройства родного города. И благодаря их проекту и не без поддержки мэрии г. Элисты еще один парк Победы зашумит в столице близ территории Колонского пруда. Учащиеся Элистинской многопрофильной гимназии работали над проектом «Достойный внук Великой Победы» по увековечению памяти Павла Вдовикина, выпускника этой школы, погибшего в Чечне. Подростки из села Соленое Яшалтинского района сами реконструировали школьный военно-спортивный комплекс. Гимназистки из Ульдючин решили помочь детсадовцам и организовали акцию «Цаган седкл – Доброе сердце».
За эти годы школьники представили структурам разных уровней власти широкий спектр социальных проектов: укрепление учебно-материальной базы своих учреждений образования; благоустройство села, города; организация досуга молодежи; организация помощи подросткам, пенсионерам, детским садам и другие. Проекты, представленные ребятами, получили одобрение и поддержку у представителей администраций города и районов, министерств и ведомств, президента и правительства.
Практика показала, что реализация проекта выводит учащихся на решение насущных проблем различными «этажами» власти, они реально знакомятся с механизмом принятия административных решений, спецификой взаимодействия со средствами массовой информации, общественными организациями, что, несомненно, сказывается на повышении уровня их гражданской зрелости. Школьники, разрабатывая разнообразные проекты, одновременно являются непосредственными участниками становления гражданского общества в России. Своим неравнодушием и энергией демонстрируют лучшие патриотические чувства. В ходе подготовки и реализации проекта ученики стали принимать активное участие в общественной жизни, почувствовали себя подлинными гражданами своего села, города, страны. И это отрадно. Ведь богатейшими странами раньше считались те, природа которых была наиболее обильна, ныне богатейшие страны – те, в которых человек наиболее деятелен.
Действительно, акция «Я – гражданин России» эффективно решает поставленные перед ней задачи и объективно переросла в движение молодых людей, неравнодушных к дальнейшей судьбе России, жаждущих дальнейшего продвижения по пути демократического развития.
Раиса ДЯКИЕВА,
заместитель министра
образования Калмыкии
Комментарии