На пороге новый учебный год, родители отправляют детей в школы и центры дополнительного образования с надеждой, что они вернутся целыми и невредимыми. Но классы и коридоры заполнены детьми, которым все интересно, школьная жизнь наполнена разными событиями, и день за днем снова и снова возникает опасность детского травматизма. Как это ни печально, но образовательные учреждения от этого не застрахованы. На этой почве вырастают порой конфликты.
Родители обвиняют образовательное учреждение, что не созданы условия, исключающие травматизм, а учителя – родителей за ненадлежащее поведение их детей.Организовать работу по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и обучения в образовательном учреждении на должном уровне не представляется возможным без соответствующей подготовки и организационно-распорядительной и нормативной правовой документации. В своей работе по профилактике травматизма у детей мы руководствуемся Федеральным законом «Об образовании», инструкцией по охране жизни и здоровья детей, планом работы образовательного учреждения по предупреждению травматизма. Для предупреждения детского травматизма в образовательном учреждении и вне его, дорожно-транспортного травматизма с использованием современных педагогических технологий в образовательных учреждениях Северо – Восточного округа создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса (педагоги, дети, родители). В школах и детских садах СВАО идет работа с окружными службами здравоохранения, Управления внутренних дел и Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, с педагогическим и медицинским персоналом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей. Особая нагрузка при этом ложится на педагогов, ведь в любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях, но и во время прогулок, деятельности дошкольников на территории и за пределами школы, разумно организовать деятельность детей в течение всего дня согласно требованиям СанПиНа к организации режима и учебных занятий. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха школьников несут должностные лица образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и уставом учреждения, но прежде всего директор. Школа, кроме того, создает среду, гарантирующую охрану и укрепление здоровья учащегося. Говоря о травме, необходимо иметь в виду, что вред здоровью может заключаться как в физическом повреждении, так и в негативном психологическом состоянии. На первый взгляд обеспечить безопасность обучающихся и воспитанников несложно: пространство ограничено, достаточно поставить дежурных в каждую «Зону риска», и все в порядке. Однако на практике получается все не так. Увы, ни педагоги, ни классные руководители, ни дежурные, ни вожатые не в силах уследить за всеми учениками в школе. Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них на перемене. Но виноваты в этом не дети, а взрослые – те, кто не видел, не предусмотрел, не подумал об опасности, не научил ребенка осторожности. Педагоги должны быть всегда рядом и даже на шаг впереди. Поэтому детский травматизм и его предупреждение важная социальная проблема, к которой должно быть привлечено внимание не только медицинских работников, педагогов, психологов, социологов, градостроителей, общественности, но и родителей и самих детей.Учитывая требования федеральных законов об охране труда и технике безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.Мы педагоги по профессии. То, насколько качественно и полно мы проведем мероприятия по профилактике травматизма, позволит сохранить жизнь и здоровье всех участников образовательного процесса, обеспечит организацию контроля за соблюдением требований охраны труда, но работа должна быть систематической и плановой. Педагогам необходимо учесть такие возможные направления работы с учащимися и их родителями:- воспитание ответственного отношения к собственной безопасности жизнедеятельности;- формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;- разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма;- воспитание уважения к людям старших поколений, формирование навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.Комплекс программных мероприятий в образовательном учреждении предусматривает использование таких форм деятельности, как:- инструктирование по технике безопасности обучающихся и воспитанников, по охране труда сотрудников;- организация и проведение классных часов, беседы, проведение обучающих семинаров, встреч с работниками ГИБДД;- участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий;- просмотр видеофильмов по этой тематике;- улучшение организации досуга детей, их всесторонняя физическая подготовка;- проведение совместных мероприятий по действиям в ЧС;- проведение мероприятий административно-хозяйственного направления по благоустройству территории и здания школы, созданию безопасных условий для жизнедеятельности детей;- организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в быту;- создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей;- совместные мероприятия с учреждениями здравоохранения.Очень важно для взрослых самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни, не забывать, что пример взрослого для ребенка заразителен! Основное правило для родителей: ребенок должен чувствовать любовь и внимание окружающих, быть под пристальным (но не надоедливым) контролем!Елена РУСИНОВА, специалист управления образования по вопросам детского травматизма и здоровьесберегающих технологий
Комментарии