Закон №83-ФЗ от 8 мая 2010 года, уже одобренный Советом Федерации, дает бюджетным учреждениям право перейти в статус автономных и самостоятельно вести финансово-хозяйственную деятельность. Противники нового закона в первую очередь родители. Они боятся, что он может привести к сокращению списка бесплатных услуг в образовании. А учителя не боятся уже ничего – закалились в реформах. Передовая часть учительства считает, что новый закон открывает новые горизонты перед школой. По мнению Виктора Рубана, учителя средней школы села Быков Отрог Саратовской области, это еще один шаг к укреплению рыночных – капиталистических отношений.
Ведь большинство педагогов – это тарифники за небольшим исключением. А вводимая ситуация, по его словам, позволит учительским коллективам развивать предпринимательство в сфере образования. Как раз этого не хватает педагогам – умения извлекать добавочную прибыль из своего труда. Но, как говорит Виктор Рубан, здесь очень плотно соприкоснутся плановые и рыночные принципы. Поэтому возникает опасность – если госзаказ будет финансово превышать возможность внеплановых услуг, то школа будет работать только на него, даже если он будет небольшим, зато стабильным. Это удел сельских и малокомплектных школ. А если возможность получения прибыли за счет оказания коммерческих услуг будет гораздо выгоднее, то школа будет выполнять госзаказ по минимуму, то есть на грани фола. И в том и в другом случае не придется ждать высокоэффективной работы. Для того чтобы закон стал помощником, руководителями школ должны быть профессиональные менеджеры, которые умеют делать деньги даже из воздуха. Их пока немного, но они есть. Например, Татьяна Федосова, заместитель директора по воспитательной работе средней школы №12 города Братска, видит для своей школы такие возможности:
– Хорошо, что можно учреждать совместно негосударственные образовательные учреждения. У нас лет 10 назад была одна частная начальная школа, пользовалась огромной популярностью. Потом прикрыли, так как законодательной основы не было. Можно организовывать центры дополнительного образования при школах, пользуясь лицензией. Учителя могут не только работать там по своему предмету – подготовка к ЕГЭ, репетиторство, – но и вести курсы по интересам. Сейчас школьный компонент учебного плана имеет много нюансов в использовании. Кроме того, у школы есть возможность вести деятельность, приносящую доходы: аренда, семинары, консультации, праздники и т. д. Конечно, нужно, чтобы учителя объединились, а это непросто. Скорее всего, какие-то программы потребуются. Да и администрация школы должна быть прогрессивной, не бояться мыслить рыночными мерками. Не лишним была бы должность заместителя директора по коммерческой деятельности. Ведь сколько существует программ, грантов, которые просто проходят мимо только из-за того, что некогда и некому ими заниматься. Я с 2005 по 2008 год выиграла в партнерстве с коллегой 5 конкурсов. Это были три года интереснейшей деятельности – фестивали, экспедиции, акции – с учащимися. Немаловажно, что всегда был призовой фонд, да и оборудование кое-какое для школы подкупили.
Пока это теория. А в Новосибирске сразу перешли к практике. Четыре гимназии, два лицея и две школы в городе перешли в статус автономных. Волнующихся родителей успокоил Владимир Щукин, заместитель руководителя Департамента образования Новосибирской области: «Существует государственный стандарт, который никто не отменял. На конкурсной основе можно бесплатно получить высшее или среднее профессиональное образование». Изменение статуса образовательных учреждений, как поясняют специалисты, дает им финансово-хозяйственную самостоятельность. А это позволит улучшить некоторые аспекты школьной жизни. По словам Ирины Михно, директора гимназии №2, зарплаты учителей вырастут за счет оказания дополнительных услуг. Теперь, имея закон, в случае непредвиденной ситуации будет проще изыскать средства на ремонт канализации, водопровода или кровли. Школьная столовая получит более качественные продукты.
Независимо от статуса образовательного учреждения учебный план – перечень предметов, на которые выделено определенное количество часов, – должен оставаться единым во всех регионах. Обучение в этих рамках бесплатное, как говорит Галина Черкасова, начальник отдела общего образования Главного управления образования мэрии Новосибирска. Все, что выведено за учебный план, считается дополнительными платными услугами. В каждой школе свой перечень, который предлагается на добровольной основе. Все зависит от того, что захотят родители и дети.
– Самый хороший закон – тот, который утверждает то, что уже сложилось на практике, – говорит Алексей Беспаликов, председатель Новосибирского областного совета депутатов.- Сегодня школа может оказывать платные услуги, но заработанными деньгами распоряжаться не может. Чтоб такого не было, закон как раз и принят.
Омская область
Комментарии